Понедельник, 21.05.2018, 11:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леухиной Татьяны Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки во 2 классе » Русский язык

Твердые и мягкие согласные звуки

Ход урока

I.    Организационный момент

Учитель.

Ну, ребята, чур, молчок.

Начинается урок.

II.    Тема урока

У. В гости шел к нам пес Барбос,

В лапах косточку он нес.

На ходу споткнулся,

Носом в столб уткнулся.

Вы, ребятки, посмотрите на слова:

Что здесь записала я?

Где здесь слово «нос»,

Где здесь слово «нёс»,

Вот в чем мой вопрос.

На доске.

1.   [нос]

2.       [н'ос]

Дети. Первое слово нос, второе - нёс.

У. Как вы это определили? В транскрипции ведь все одинаково.

Д. Во втором слове запятая показывает, что звук про­износится мягко.

У. Откройте тетради, давайте запишем эти два слова.

Учитель рядом с транскрипцией записывает слова, а дети работают в тетрадях.

- Что теперь изменилось, чем отличаются эти слова?

Д. В одном слове буква гласного звука о, а во втором - ё. Эти слова отличаются не только буквой, но и по смыслу. Нос - это то, чем мы дышим, а нёс - это что-то нести.

У. Хорошо. А еще чем отличаются эти слова?

Д. Они являются разными частями речи. Нос - это существительное, а нёс - это глагол.

У. Молодцы, здорово, что вы это запомнили. Расска­жите все о слове нос.

Учитель «в ладошку» собирает ответы детей.

Д. В этом слове три буквы и три звука, так как пер­вый гласный звук, значит, один слог.

У. Какую же работу выполняют эти гласные звуки?

 Д. Они смягчают предшествующий согласный звук.

У. Сейчас возьмите тетрадочки, откройте учебник. Читайте первое задание.

Чтение слов по цепочке.

-     Следующее задание. Выпишите только те слова, в которых первый согласный произносится мягко.

Если есть сомнения,

Руку поднимите

И меня спросите.

Теперь еще раз на слова посмотрите

И через запятую запишите.

В каждом слове обозначьте мягкость предшествую­щих согласных звуков и зеленой ручкой выделите орфограммы.

Дети выполняют работу. Проверка.

- Сколько слов вы выписали?

Дети читают по цепочке слова, которые они выписали.

Д. Лес, билет, Петров, Михайловна, Минск, ученик.

У. Над какими словами вы думали, когда писали? Где были опасные места?

Д. Петров, Михайловна и Минск — это имена собст­венные, ученик - безударная гласная е, проверочное слово - ученый; билет - словарное слово, непроверяе­мая безударная гласная и.

III. Физкультминутка

У. Давайте представим, что мы щенята.

Шел пес Барбос, в лапах косточку он нес. (Шаги на месте.)

Лапы в стороны, вперед. {Круговые движения руками.)

Затем ими помахал

И косточку потерял.

Пес Барбос потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развел,

Видно, кость он не нашел.

Он на стульчик присел

И в учебник посмотрел.

Все внимание собрал

И работать дальше стал.

IV.   Тема урока (продолжение)

V.   Вы страницы перелистните, найдите с. 49 и прочи­тайте правило.

Дети читают.

- Теперь еще раз прочитайте и найдите то, о чем мы сегодня на уроке не говорили.

Д. Мы не говорили, что мягкий знак обозначает мяг­кость предшествующего согласного звука.

У. Приведите свои примеры.

Д. Коньки, колокольчик, окунь, карась, мебель.

У. Посмотрите, сколько же всего способов обозначе­ния мягкости.

Д. Два. С помощью букв гласных звуков и с помощью ь.

Учитель дописывает на доске ь к буквам и, е, ё, ю, я, а дети - у себя в тетрадях.

У. Вы на доску посмотрите,

Слова на группы разделите.

На доске

Берёзы, дятлы, лыжи, пальмы, тюлень.

Д. В одну группу — тюлень, а все остальные слова — в другую группу.

У. По какому признаку?

Д. Единственное число и множественное.

Далее, чтобы сэкономить время, учитель может выслушать ответ каждого ребенка, который тот ему скажет на ушко, а ценный ответ предложить произнести вслух.

- Я думаю, лишнее слово тюлень.

У. Нам же надо разделить на группы.

Д. Тогда это слово в первую группу, так как здесь все согласные звуки твердые, а в остальных есть согласные мягкие звуки.

У. Давайте проверим, прав ли он.

Дети по «цепочке» выходят к доске и обозначают мягкость предшествующего согласного.

На доске.

Березы, дятлы, лыжи, пальмы, тюлень.

Д. Березы - е смягчает б, ё смягчает р.

-     В слове лыжи и не может смягчить ж, так как ж всегда твердый.

-     В слове тюлень ю смягчает т, е — л, а ь смягчает н — в этом слове использовано сразу два способа обозначе­ния мягкости.

У. Напомните, какие два способа обозначения мяг­кости вы знаете.

Д. С помощью ь и букв гласных звуков и, е, ё, ю, я.

У. Посмотрите, у нас здесь два интересных слова (под­черкивает) - лыжи и тюлень у в одном и не обозначает мягкость, а в другом есть и ь, и буква гласного звука. Мы умеем уже с вами изменять слова. Попробуйте-ка, друзья, объединить слова в предложение.

Д. Маленький тюлень надел красивые чулки, взял лыжи и пошел на горку.

-    Тюлень нашел на Северном полюсе лыжи и стал кататься.

У. Я вам предлагаю такое предложение.

На доске.

На лыжах катался тюлень целый день.

-     Давайте запишем его. О чем вы должны помнить, когда будете писать?

Д. Надо думать над каждым словом.

-     Предложение пишется с большой буквы, предлог на пишется отдельно.

У. Докажите.

Д. На деревянных лыжах.

У. Что заметили в следующем слове?

Д. Опасное место а.

У. Как называется эта орфограмма?

Д. Безударная гласная а.

У. Кто-нибудь может подобрать проверочное слово?

Д. Катится.с и мягкие согласные звуки

У. Спасибо, следующее слово.

Д. Тюлень - на конце ь.

Целый - после ц буква е.

День - на конце ь, и в конце предложения ставим точку.

У. Теперь запишите, только не спешите.

Дети записывают.

-     Подчеркните главные члены предложения. О ком говорится в этом предложении?

Д. В этом предложении говорится о тюлене. Кто? тюлень - это подлежащее, подчеркиваем одной чертой.

-     Тюлень что делал? катался - это сказуемое, под­черкиваем двумя чертами.

У. Замечательно. Пока вы писали, я еще кое-что при­думала про тюленя. Хотите послушать?

Да.

У. В мастерской деда до обеда делал лыжи тюлень,

А потом с друзьями в парке он катался целый день.

V. Итог урока

У. В начале урока я сказала, что о том, что нам надо зарубить на носу, мы узнаем позже. Так что же нам надо запомнить?

Д. Что и, е, ё, ю, я и ь смягчают предшествующие согласные звуки.

— Есть два способа смягчить: с помощью ь и букв глас­ных звуков и, е, ё, ю, я.

У. Я придумала стишок про наш итог.

На доске.

Буквы и, е, ё, ю, я - их запомните, друзья!

К ним добавим ь, без него нельзя никак.

И зарубите на носу, что они смягчают звук.

Дети читают хором.

А теперь внимание, домашнее задание. Придумайте 10 слов, в которых есть мягкие согласные звуки.

Категория: Русский язык | Добавил: Татьяна (23.02.2016)
Просмотров: 1174 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018