Четверг, 13.12.2018, 00:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леухиной Татьяны Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки во 2 классе » Русский язык

Согласные звуки

Ход урока

I.         Организационный момент

Учитель. Давайте отправимся путешествовать по вол­шебной стране, в которой живут согласные звуки. Вы, конечно же, уже знакомы с ними, но знаете о них пока очень мало. Согласные звуки предложили совершить про­гулку по их стране. Вспомните, чем же они отличаются от гласных звуков.

Дети. Гласные звуки - когда участвует голос.

-          Воздух не встречает на пути преград.

-          Гласные тянутся, поются.

-          Если звук согласный, то воздух встречает на пути преграду.

У. Да, совершенно верно, если воздуху придется про­рываться через «баррикады», которые устраивают губы, зубы, нос, то получится согласный звук. Раз вы смогли ответить на первый вопрос, тогда в путь.

II.         Минутка чистописания

У. Что такое? Что случилось?

В стихотворении все переменилось. Помогите разобрать

И все правильно записать.

На доске.

На верхушке каланчи День и ночь кричат врачи.

Когда король свалился с трона,

Слетела с головы ворона.

Наевшись рыбы до отвала,

На море гайка отдыхала.

Пугал крестьян окрестных сел

Паривший в воздухе осел.

Над тихим озером росла

Пышноголовая метла.

У вратаря большой улов:

В его воротах пять волов.

Возле дома на дорожке

Воробьи клевали брошки.

Волкам и беркутам на страх

Кабан пасет овец в горах.

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки.

Муравей нашел травинку

И взвалил ее на свинку.

В гости спешил человек налегке

Связку баранов держал он в руке.

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку.

Работа ведется следующим образом. Сначала дети читают текст, «записанный» на доске, затем учитель читает по две строчки, дети называют ошибку. После этого они записы­вают нужную букву в тетрадь, а учитель - на доску. Буквы не повторяют.

В результате работы на доске появляется запись.

Гг, Кк, Чч, Рр, Вв, Бб, Сс, Пп, Нн, Тт.

III. Тема урока

У. Какие звуки обозначают эти буквы? Д. Согласные.

У. Внимательно посмотрите, можем ли мы их разде­лить на группы.

Д. Да. В одну группу парные, в другую - непарные.

- Звуки [г], [к], [в], [б], [с], [п], [т] и [ч], [р]. согласные звуки

- Еще можно по звонкости/глухости.

- В первую группу буквы г, в, б, р, а остальные во вторую группу.

У. А по твердости/мягкости?

Д. Не можем, ведь они могут быть твердыми или мяг­кими, смотря какой звук будет после них, если и, е, ё, ю, я - то будут мягкие согласные звуки.

У. А еще когда?

Д. Если после согласного стоит ь.

У. Если очень внимательно посмотреть, то вы найдете одну букву согласного звука, которой не нужен никакой сосед, он на нее не повлияет.

Д. Это ч. Он еще и шипящий.

У. Назовите еще согласные звуки, которые всегда мягкие.

Д. Звуки [й'] и [щ'], а [ж], [ш], [ц] - всегда твердые.

Также можно попросить детей перечислить все парные зву­ки, непарные звонкие и непарные глухие.

У. Для вас такое задание.

На доске.

Спросил однажды звук капризно:

Как мне узнать про этот признак?

Я мягкий? Твердый?

Знать хочу!

Когда ответ я получу?

- Давайте прочитаем это стихотворение. Дети читают.

-  А могли бы вы определить, где мягкий, а где твер­дый согласный звук? Согласные звуки приготовили вам испытание. Попробуете выполнить задание?

д. Да.

В дремучем лесу то ли век, то ли два

Жила молчаливая птица сова.

У. Прочитайте. На доске.

- Сначала надо списать без ошибок эти строки, но для этого давайте подумаем, если ли где опасные места.

После разбора запись на доске выглядит так.

На доске.

В дремучем лесу то ли век то ли два

Жила молчаливая птица сова.

Д. Предложение пишется с большой буквы. В слове дремучем два опасных места - гласные е.

У. Как эта орфограмма называется?

Д. Безударные гласные.

- В слове лесу безударная гласная е. Можно прове­рить - лес.

У. Теперь спишите, но не спешите, без ошибок напишите.

Дети записывают.

-  Внимание, слушайте задание. Нам надо определить, какие согласные звуки твердые, а какие - мягкие. Мы сейчас будем раскрашивать твердые согласные звуки синим цветом, а мягкие - зеленым.

Дети рассуждают следующим образом.

Д. [в] — твердый звук.

-  [д] - твердый.

- [р'] - мягкий, его смягчает е.

- [ж] - твердый, он всегда твердый

- [ч'] - мягкий, этот звук всегда мягкий.

- [ц] - всегда твердый.

У. Здорово, все объяснили. А зачем нам согласные звуки, если слоги образуют гласные, поются гласные?

Д. Без согласных звуков не получились бы слова.

У. Как вы думаете, какое слово будет легче отгадать - когда даны одни гласные или одни согласные?

Дети высказывают свои предположения.

-               Сейчас поэкспериментируем.

На доске

н . ст                           . а.

б . р . б . н                  . а . а . а

в . лк                           . о . .

ст . л                           . . у

с . лнц                        . о . . . е

. ч . н . к                    у . е . и ,

Сначала учитель показывает только буквы гласных звуков, а потом закрывает и показывает буквы согласных звуков. А потом все открывает.

- Что вы можете сказать?

Д. Легче было догадаться, когда были буквы соглас­ных звуков, но лучше, если есть буквы гласных и со­гласных звуков.

У. Как вы думаете, чего больше: букв согласных зву­ков или звуков?

Д. Звуков больше, так как они могут быть твердыми или мягкими, а буква будет одна, например, кит и кот - звуки [к'] и [к], а буква к.

У. Посмотрите на доску.

На доске

Икра- игра, поле – поля, булка- белка, работа – забота, сыр – сор.

-  Ребята, а задание будет такое. Выпишите только те пары слов, в которых изменили буквы согласных зву­ков. Есть здесь такие?

Д. Да.

У. Сколько таких пар?

Д. Две.

У. Записывайте.

После записи дети зачитывают то, что они выписали.

-  Я предлагаю вам такое задание: из слова «убежал» согласный, верните его.

На доске.

Роза - гроза, рубка - ... , клад - ... , лапа - ... , шар - ... , укус - ... , каска - ... , слон - ... .

- Давайте подумаем, какие были слова.

Дети сначала проговаривают, а потом записывают самосто­ятельно любые три пары слов.

Д. Трубка, склад, лампа (лапша), шарф, уксус, крас­ка, склон.

У. Запишите себе любые три пары слов. Что вы заме­тили новое?

Д. Согласные тоже могут изменить смысл слова.

IV.    Итог урока

V.    Давайте подведем итог. Что мы узнали и вспомни­ли сегодня про согласные звуки?

Д. При произношении согласного звука воздух встре­чает во рту преграду, согласный звук не образует слог. Но согласные тоже очень важные, без них не было бы слов.

- Согласных звуков больше, чем букв согласных звуков.

V. Домашнее задание

У. А мы сегодня с вами выписали все буквы соглас­ных звуков?

Д. Нет.

У. Дома вы допишите к себе в тетрадки оставшиеся буквы согласных звуков. А мы продолжим открывать их секреты на следующем уроке. Остается вам сказать только одно. Я зашифровала слово. Если вы возьмете из каждого слова по второму слогу, то отгадаете его.

На доске.

Космонавт

Холодные

Певцы

Д. Вы загадали слово молодцы.

У. Да. Вы все активно работали, старались, спасибо вам за урок.

Категория: Русский язык | Добавил: Татьяна (23.02.2016)
Просмотров: 1373 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018