Понедельник, 21.05.2018, 11:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леухиной Татьяны Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки во 2 классе » Литературное чтение

С. В. Михалков. «Мой щенок

Ход урока

I.                Организационный момент

II.                 Тема урока                                    

Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством замечательного русского поэта и писате­ля Сергея Владимировича Михалкова. На этом уроке будем учиться выразительно, читать стихотворение «Мой щенок» и выучим наизусть отрывок из него. Ребята, что вы знаете о творчестве Сергея Михал­кова?

Дети. Сергей Владимирович написал книги «Дядя Степа», «А что у вас?», а еще много стихов для детей.

У. Отгадайте загадку: «Кто лежит под крылеч­ком, а хвост колечком?»

Д. Собачка.

У. Давайте прочитаем пословицу.

Д. «Собака человеку - неизменный друг».

У. Объясните значение этой пословицы.

Ученики объясняют ее значение.

- Наверное, каждый из вас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответствен­ность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Со­бака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая - она многого не умеет, ее надо всему научить. А то может получиться так, как в сказке «Тимка обиделся».

III. Просмотр кукольного спектакля «Тимка оби­делся»

Детей нужно готовить заранее. Родители должны помочь при подготовке спектакля: списать роль для своего ребенка и дома выучить с ним слова. Учитель должен добиться, чтобы каждый участник спектакля с помощью голоса и движений показал ха­рактер того героя сказки, которого играет: Катя — капризная; Юра - беззаботный; Тимка - маленький несчастный щенок; Ворона - мудрая птица; Ворон Вороновский - важный ворон.

Репетиции спектакля нужно проводить во внеурочное вре­мя, чтобы остальные дети не знали о нем, а то на уроке им будет неинтересно. Обычно пяти-шести репетиций достаточ­но, чтобы спектакль получился.

Тимка обиделся

Действующие лица: Юра. Катя.Щенок Тимка. Ворона, Ворон Вороновский.

Комната, в которой разбросаны игрушки. Катя завязыва­ет у зеркала бантик. Юpa накачивает шину велосипеда. Щенок Тимка бегает от одного к другому, поскуливает. Юpa бросает насос, катит велосипед к двери.

Катя. Юра, куда ты? Сегодня твоя очередь с Тимкой гулять!

Юра (останавливается). Не могу я, видишь? Катя. Ничего не вижу! Юра. Меня ребята на улице ждут. Катя. Подождут.

Юра. У меня опять шина сдуется! Катя. Не сдуется! Юра. Сама можешь погулять! Катя. Не могу, меня девочки ждут! Юра. Подождут!

Катя. Я новое платье надела. (Поправляет бантики.) Запачкаю!

Юра. Не запачкаешь! (Потихоньку удирает.) Катя (ему вслед). Юра, Юра, куда ты? Сегодня же твоя очередь! Вот так всегда! (Хватает щенка на руки, тискает.) Тимочка, ты мой маленький! Тимочка, ты мой бедненький! Вот какой Юрка нехороший! Сегодня ведь его очередь! Его! Из принципа не пойду! Нужно же Юрку воспитывать! Ой, прямо ничего не успеваю! (Бросает Тимку и убегает.)

 

Тимка один, тяжело вздыхает. Нюхает свою пустую мис­ку, носом переворачивает ее, скулит.

Тимка. Вот так всегда. То им некогда, то они воспитыва­ют друг друга. (Нюхает вокруг, скулит.) Пить хочется. (На­тыкается на игрушечного зайца, поддевает его носом.) Хо­рошо зайцу. Но ведь я живой. (Скулит, глядя в окно.) Сол­нышко...

На форточку садится Ворона.

Ворона. Кар-р! Чего скулишь?

Тимка. Опять меня бросили. Поесть не дали, воды не оста­вили. Только тискают - у меня уже бока болят. Не любят меня они...

Ворона. Безобразие! А ты от них убеги!

Тимка. Дверь заперта.

Ворона. А ты в форточку!

Тимка Высоко... а у меня крыльев нет.

Ворона. Безобр-р-разие!

Тимка. Эх, превратиться бы в игрушку! Сидел бы себе на диване, забот не зная. Ни есть, ни пить не хочется и гулять не обязательно. Сидел бы себе вместо подушки!.

Ворона. А ты превратись!                                       

Тимка. А как? Волшебной палочки у меня нет!

Ворона. Волшебная палочка - пр-р-рошлый век. Теперь применяют современные средства!

Тимка. Какие?

Ворона. А не пер-редумаешь?

Тимка (печально вздыхая). Нет.

Ворона. Тогда жди. Вер-рнусь. (Улетает.)

Тимка (нюхая плюшевого зайца). Интересно, какие же это современные средства, чтобы превратиться в игрушеч­ного? Может быть, мертвая вода - слышал я про такую в сказке, или ледяной посох, как у Морозко?.. Или волшеб­ное слово?

Ворона (опять садясь на форточку). Договор-рились! Пр-рилетит!

Тимка. Кто прилетит?

Ворона. Знаменитый пр-рофессор Вор-роновский! Мир-ро- вая известность! Пр-ролетом в наших краях! Только что пр-ровел сеанс на соседней крыше. Огр-ромный успех! Между пр-рочим, мой старинный пр-риятель...

На форточку садится Вороновский.

Вороновский. Кр-ра! Где больной?

Ворона. Вот больной.

Тимка. Я не больной.

Вороновский. На что жалуетесь?

Тимка. Я бы хотел превратиться в игрушечного...

Вороновский. Кр-ра! Смотр-рите на меня!

Тимка. А что я должен делать?

Вороновский. Не р-разговаривать!

Тимка. А как же мне...

Вороновский. Смотрите на меня. Вы уже пр-ревращаетесь. Тимка. Уже?

Вороновский. Не волнуйтесь, не напр-рягайтесь! Все уже пр-роисходит... Все уже совер-ршается... Тимка. Да?

Вороновский. Я желаю вам только добр-ра! Тимка (подергивая лапами). Но у меня двигаются... Вороновский. Если у вас сами двигаются лапы или раскачива­ется голова, то не обращайте внимания. На счет «три» все придет в норму. Кр-ра! Кр-ра! Кр-ра! (Срывается с форточки и улетает.) Ворона. Ну, как ты? Превратился? Тимка (растерянно). Не знаю...

Шум за дверью, раздаются детские голоса,

Ворона. Кажется, дождик начинается... Кар-р! (Улетает.)

Вбегают дети, стряхивают капли дождя.

Юра (бросая велосипед). Тимка, ко мне! Ко мне, Тимка!

Катя. Тимка, ко мне! Ко мне! Ко мне!

Тимка не двигается.

Катя. Ой! Что это с ним?

Юра. Ты почему команду не выполняешь, а? Тимка... ты...Ты что, заболел? (Трогает его нос.) Холодный... Тимка, ну Тимочка...

Катя. У него же в миске воды нет! А у собаки всегда долж­на быть в миске вода. (Наливает в миску воду.) Хочешь, Ти­мочка, попить? Ну, попей... Не двигается!..

Юра. Он же есть хочет! Мы его не накормили! (Убегает.)

Катя рассматривает Тимку, тихонечко его гладит. Воз­вращается Юра с косточкой.

Юра. Поешь, Тимка! Смотри, какая косточка!.. Сахарная! (В ужасе.) Даже носом не повел...

Катя. Юра, посмотри, он стал совсем... как игрушечный.

Юра. Вот еще! Вздор какой! Он просто обиделся! И притво­ряется! Но я сейчас его мигом расшевелю. (Бежит к двери, берет в руки висящий там ошейник.) Тимка, гулять! Ко мне, Тимка! Гулять! На улицу! (Упавшим голосом.) Тимка, ты что же... даже гулять не идешь?!

Катя начинает плакать, за ней — Юра. На форточку сно­ва садится знакомая ворона.

Ворона. Кар-р! Чего р-ревете?

Катя. У нас Тимка... Тимочка стал игрушечный!

Ворона. Безобр-р-разие! А чего ему еще делать-то остава­лось, р-раз вы еще такие маленькие?

Юра. Мы не маленькие.

Ворона. А что же вы в него все играли, как в игрушку? Пить-есть не давали, гулять || не гуляли, а только мяли да тискали, как подушку.

Катя. Мы больше не будем!

Юра. Мы теперь все делать будем! (Ревет громче.)

Ворона. Кар-р! Счастье ваше, что я ученица пр-рофессора Вороновского. Сейчас досчитаю до трех и оживлю его. Кар-р! Кар-р! Кар-р! Эй, как ты там?

Тимка (тихо). Не знаю.

Ворона. Ладно, пр-ревращайся обратно. Видишь, р-ревут? По-моему, они все поняли.

Тимка. Гав! (Громче.) Гав! (Громко, звонко.) Гав! Гав! Гав!

Дети, визжа от радости, хватают его, но тут же отпус­кают. Катя подносит ему мисочку с водой, Юра - косточку. Осторожно гладят его. Тимка пьет воду, грызет косточку.

Ворона. Кар-р! То-то же! Он хоть маленький, да живой! А живого уважать нужно! Кажется, и дождик прошел...

Юра (бежит к двери). Тимка, гулять!

Дети убегают. Тимка с визгом ~ за ними.

Ворона (к зрителям). А у вас, ребята, зверюшки живые есть - щенки, котята, черепашки да хомячки?.. Вы их корми­те? Воды вовремя наливать не забываете? Гулять водите? В руках зря не тискаете? Кар-р! Ну, молодцы! (Улетает.)

IV. Анализ спектакля

После спектакля учитель предлагает ответить на вопросы: почему Тимка обиделся на ребят? Чему учит нас эта сказка?

На первый вопрос все поднимают руки. Детям понятно, что Тимка обиделся на ребят за то, что те только играют с ним, а вот погулять, накормить забывают.

На второй вопрос ребята отвечают каждый по-своему. Одни - что нужно кормить и гулять с собачкой, другие - что нельзя тискать собачку. Но наконец приходим к выводу, что любить животное — это кормить его, гулять с ним, убирать за ним, не обижать его.

V. Работа над стихотворением С. В, Михалкова «Мой щенок»

У. А сейчас, ребята, откройте учебник. Прежде чем мы начнем слушать стихотворение, выясним значение некоторых слов и выражений.

Дети читают словарные слова и словосочетания, выписан­ные заранее на лист ватмана.

Кладовка - пристройка к дому из дерева, где хранят вещи, продукты.

Жбан - деревянный сосуд для хранения продуктов.

Пчелиный рой — семья пчел, во главе с маткой образую­щая обособленную группу.

Перекошена щека - неодинаково выглядят левая и пра­вая стороны мордочки собаки.

Лежит пластом - лежит, вытянувшись, и не шеве­лится.

Учитель выразительно читает стихотворение «Мой щенок». Дети внимательно слушают.

—  Как девочка относилась к своему щенку?

Д. Девочка очень любила щенка.

— Она заботилась о собачке.

- Очень переживала, когда собачка пропала.

У. Ребята, сейчас вы сами прочитаете стихотво­рение очень внимательно, потому что после чтения должны будете отгадать кроссворд.

Учащиеся самостоятельно читают стихотворение.

-                    Дети, чтобы отгадать имя, которое я придума­ла для девочки, нужно ответить на пять вопросов и заполнить пустые клеточки.

Вопросы:

1.                 Какой рой летел за щенком?

2.                  Как называется сосуд, который перевернул щенок?

3.                 Как лежал щенок после укусов пчел?

4.                 Какую книжку порвал щенок у папы? Как она называ­лась?

б. Что делал щенок, чтобы разбудить семью?

 Ответы:

1. Пчелиный. 2. Жбан. 3. Пластом. 4. Стихи. 5. Лаял.

Дети, ответив на вопросы, называют имя девочки - Настя.

Далее идет работа по обучению выразительному чтению стихотворения.

— Как нужно читать 1-6-ю строчки стихотворения?

Д. С чувством тревоги.

У. Как читать с 7-й по 22-ю строчки, где рассказы­вается о том, что делал щенок утром?

Д. Спокойно, с удивлением.

У. Какое чувство нужно показать, читая строчки с 23-й по 28-ю?

Д. Грусть, тревогу.

У. Как нужно прочитать слова матери?

Д. Спокойно.

У. Как прочитать строчки, где девочка горюет, что пропал щенок?

Д. Грустно.

У. Как, ребята, вы будете читать строчки, где появляется щенок?

Д. С чувством удивления, страха, а потом - с чув­ством жалости.

У. Слова мамы как прочитаем? «Дверь закрой! К нам летит пчелиный рой». Д. Быстро и с тревогой.

У. Как прочитать последние строчки стихотворения? Д. Сначала с чувством жалости и любви, а самые последние строчки - с гордостью: «Я не бегаю к врачу - Я сама его лечу». У. Ребята, посмотрите внимательно на доску. Най­дите отрывок из стихотворения, который подходит к рисунку 1.

К доске приколоты иллюстрации к стихотворению С. Ми­халкова «Мой щенок».

Д. «В это утро Очень рано

Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнате ходить,

Прыгать, Лаять,

Всех будить».

 У. А какой отрывок подходит к рисунку 2?

Д. «Он увидел одеяло.

Покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул

С медом жбан перевернул.

Он порвал стихи у папы,

На пол с лестницы упал.

В клей залез передней лапой,

Еле вылез

И пропал...»

У. К рисунку 3?

Д. «Может, он в лесу дремучем

Под кустом сидит колючим,

Заблудился,

Ищет дом,

Мокнет, бедный, под дождем?»

У. К рисунку 4?

Д. «Два часа я горевала,

Книжек в руки не брала,

Ничего не рисовала,

Все сидела и ждала».

У. К рисунку 5?

Д, «Весь укутанный,

В постели

Мой щенок лежит пластом

И виляет еле-еле

Забинтованным хвостом.

Я не бегаю к врачу

Я сама его лечу».

У. А теперь давайте допишем стихотворение Ми­халкова.

На доске написаны слова.

Глазки, лекарство, щенок, ласки, не одинок.

Дети подбирают слова к каждой строчке, в результате по­лучается четверостишие:

Мажу нос и мою глазки. Пьет лекарство мой щенок. Не прожить ему без ласки. Он со мной не одинок.

4.      А сейчас мы будем учить отрывок из этого сти­хотворения наизусть - последние семь строчек и то, что сочинили сами.Детям нетрудно было написать это четверостишие, потому что с первых дней, учебы в школе мы учились подбирать риф­мы к словам, - это первый этап. Затем мы учились рифмовать две строчки. И это второй этап. И уже к концу второй четверти дети в классе писали четверостишия, зная, что рифма бывает кольцевая и перекрестная.

Дети читают хором несколько раз строчки. Затем закрыва­ют глаза, представляют, как щенок лежит и как его лечит девочка. Потом несколько раз повторяют заученные строчки, не заглядывая в книгу.

— Кто из вас расскажет наизусть отрывок из сти­хотворения?

Дети читают отрывок наизусть.

5.      Задание на дом

У. Выучите наизусть какой-либо понравившийся отрывок из этого стихотворения.

6.      Проверка домашнего задания

У. Ребята, что вам на сегодня было задано?

Д. Дома мы должны были нарисовать животных, которых очень любим, и сочинить о них стихи.

Примеры домашнего задания

З.М. нарисовал тигра и придумал следующее стихотворение:

Мой любимый мягкий тигр

С темными глазами,

Будет много у нас игр

С тигром вечерами.

Е.Л. нарисовала попугайчика и придумала следу­ющее стихотворение:

У меня есть попугайчик... Умный Вася у меня.

Папу с мамой утром будит, Говорит: «Вставать пора!

Ребята, у которых стихи не получились, приготовили толь­ко рисунки. Считаю, что обязательно надо сказать, что если у них сейчас не получились стихи, то они обязательно получат­ся в другой раз.

VIII. Итог урока

У. Скажите, ребята, что вам на уроке понравилось?

Д. Мне понравился спектакль «Тимка обиделся».

- Мне понравилось, как мы сочиняли стихи.

-Мне понравились рисунки детей.

У. А чему вас этот урок учил? Д. Меня этот урок учил выразительно читать.

-Меня учил думать, отвечать на вопросы.

-Меня учил любить животных.

У. А над чем этот урок заставил вас задуматься?

Д. Я просил маму купить собаку, а теперь, думаю,

мне надо подрасти, чтобы я мог сам за ней ухаживать.

- Я думал, что, когда я забываю налить воды своей собачке, уходя в школу, ей очень плохо, как Тимке в спектакле.

- Я думал, что не надо обнимать сильно кошку, ей больно.

У. Я очень рада, ребята, что всем понравился этот урок, что он вас чему-то научил, заставил задуматься.

Категория: Литературное чтение | Добавил: Татьяна (29.10.2014)
Просмотров: 1990 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018