Суббота, 09.02.2019, 00:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леухиной Татьяны Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки во 2 классе » Литературное чтение

А. С. Пушкин «У Лукоморья»

Презентация

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя из различных школ нашего района.

Психологический настрой на работу.
Учитель:

– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

-Я хочу показать вам 2 картинки.
(слайд сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.

 ( слайд )

Сказка о рыбаке и рыбке                                                                     Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Сказка о золотом петушке

- Прочитайте следующие строки и подумайте, что объединяет все эти произведения?
(Это произведения А.С. Пушкина)

II. Сообщение темы урока                                                                   

- Как вы думаете, какова тема урока? О ком будем вести речь на уроке?
(мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение)
- Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина.
- А отравимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.

 Целеполагание и сообщение темы.

Учитель: Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

Ученик: Научиться выразительно, читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это стихотворение.  Учитель: Для чего вам это нужно?                                                                          Ученик: Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы было приятно слушать другим.

И предстоит нам раскрыть тайны сказки.
- Мы вспомним сказки этого автора,  узнаем новое о нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать.

На фоне музыки чтение слов с доски:

Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу. (Н. Доризо.)

 (Слайд портрет Пушкина)

Эти слова Николая Доризо стали замечательным эпиграфом к  нашему уроку.

И сегодня мы начнем урок со священного ритуала – символа памяти. Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих пор.

3. Повторение изученного.
Подготовительная беседа.

- Посмотрите  внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо.Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.

У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы, ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А. С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей.
Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.
Воспитанием Пушкина занималась его няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.
В семье Пушкиных кроме Александра было еще 2 детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев, которого очень любила мать.
- Сегодня мы постараемся открыть что-то новое для себя о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина.                                   - Сейчас мы это проверим.
- Я приглашаю вас  на экскурсию в художественную галерею.

Открывается занавес с рисунками.

 - Знаете ли вы, сколько сказок написал Пушкин?
- В конце экскурсии мы узнаем точный ответ на этот вопрос.
- Перед вами экспозиция рисунков по сказкам А.С. Пушкина

 - Какая это сказка?
- Перед вами рисунки к этой сказке
- Что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку? (Невод)
- Назовите первый заказ, исполненный рыбкой (новое корыто)

- А  это, какое произведение Пушкина?
- О каком образе идет речь? Он по  морю гуляет и кораблик подгоняет.
-  Молодцы! А теперь отдохнем.
- К каким еще сказкам вы видите рисунки в этой галерее?
- Сколько сказок мы сегодня вспомнили?
- На самом деле у Пушкина еще одна сказка ( о Медведихе, но она была не окончена. Всего 6 сказок. Но Пушкин писал не только сказки, но и стихи, и рассказы.

III. Работа над новым материалом.
( слайд Лукоморье)
У.Дети, сказочное исследование продолжается. А сегодня мы познакомимся с  произведением, которое написано красивым литературным языком – сундук.

Герои какого произведения находятся в волшебном сундуке?

 «У лукоморья дуб зелёный…»
Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?

Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме.
( Слайд А.С. Пушкин. Вступление к поэме « Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый….)

Словарная работа.

- Что такое лукоморье? Кто знает? (слайд)

- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске).

- Слова златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).

- Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

- Что означает «дол»? как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? (пространство без деревьев – долина). (Слайд)

- Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много выдуманных героев )

- о заре – на заре.

- Почему воды названы ясными? (Прозрачные).

- пленяет – берёт в плен.

- тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.

- чахнет – сохнет, худеет.

У.Эти устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

Техника чтения.

-  А еще нам встретятся  слова  в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте сначала по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.

  

Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:

 

У ЛУ-КО-МОРЬ-Я                             НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ

НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ                             ИЗ-БУШ-КА

ПРИ-ХЛЫ-НУТ                                  ТРИД-ЦАТЬ

ПРЕ-КРАС-НЫХ                                МИ-МО-ХО-ДОМ

А) Работа над произведением .

 У.Ребята, сказочное исследование  продолжается, давайте мы  отправимся в лукоморье.
Релаксация «У моря»
Садитесь поудобнее,  расслабьтесь,  закройте глаза и представьте  каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?  Учитель читает отрывок наизусть или прослушивание.
Первичное восприятие текста.
Беседа по первичному восприятию:
        Понравилось ли сказка?

  • Что понравилось?

Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения: 

У.Каким же поэт изобразил лукоморье?
Д.Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
У.Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

-  Что особенно понравилось и почему?
Д.(Высказывания детей)
Чтение по цепочке до первой ошибки.
 У.Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?
Д.Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.
У.Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?
Д.Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.
У.Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?
Д.Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.
У.Что вы можете сказать о второй части?
Д.Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей)
У.Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…

Объясните значение слова «мимоходом».    Нарисуйте устно эту картину
Д.Высказывания детей.

Какие сказочные персонажи повстречались?

 8.Работа с иллюстрацией в учебнике и на доске.
Зарядка для глаз
У.Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам:
Дети выполняют упражнения «По волнам» (движения слева направо и наоборот), «Морские качели» (движения вверх, вниз) «Выезжаем погулять, серых уток пострелять» (закрыть, открыть глаза).

Выразительное чтение учащимися отрывка
Как нужно читать это стихотворение?

Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать.

Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста.

- Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы выберите из текста строки, которые к ним подходят. (Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки).

Слайд Зеленый дуб

Слайд Леший

Слайд Русалка

Слайд. В темнице

Итог урока
- Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения.

- В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них.

Ученик читает стихотворение

Вы подарили нам царевну,
Что спит спокойно вечным сном,
И море синее и пену…
И рыбку золотую в нем.
И три девицы пряжу пряли…
По морю плавал царь Гвидон.
А поп с Балдою выясняли,
Кому и как менять закон…
Мы с детства знаем сказки эти,
Они нам дороги всегда.
Вы нам оставили в наследство
Любовь друзей и злость врагов,
И изумительное средство
Познанья вечного стихов.

Итог урока. Рефлексивная деятельность.

- Вам понравился урок?

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

- Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?)

- Что бы хотели выполнить ещё раз?

-Оцените, на какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь?

  • 1.Пока испытываю трудности.
  • 2.Хорошо, но могу лучше.
  • 3.Хочу знать больше.

 Оценки за урок

Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько сегодня вы:

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока;

3) умеете применять свои знания.

   (Сидят за партами – плохо, слабо;

  Просто стоят – хорошо;

  Стоят,  руки вверх – отлично).

 

Домашнее задание.
Появилось ли желание выучить стихотворение? Нарисовать рисунок? Предлагаю по выбору учащихся: выразительное чтение  или наизусть выучить отрывок, нарисовать понравившееся чудо.

Категория: Литературное чтение | Добавил: Татьяна (12.01.2014)
Просмотров: 3310 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 1
1 Людмила  
Даю открытый урок по творчеству А.С.Пушкина. Ваш урок очень понравился. Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2019