Понедельник, 23.04.2018, 04:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леухиной Татьяны Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки в 4 классе » Ознакомление с окружающим миром

НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Раз - читаем летопись,

Два - идем в музей,

Узнаем о первобытном времени

И станем мы мудрей.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Учитель. Сегодня мы приступим к изучению второй книги. Что же мы будем изучать в этой книге? Открой­те содержание и прочитайте названия тем. Ученики. Мы будем изучать историю. Учитель. А что такое история?

Ученики. История - наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили.

Учитель. У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его пред­ки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы

видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и не­счастий сменялись лучшими временами. История — это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

Давайте вспомним исторические термины, изученные раньше, и решим кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Учреждение, собира­ющее, хранящее и выстав­ляющее на обозрение пред­меты истории.

2.Учреждение, где хранятся документы.

3.Деловая бумага.

4.Книжка с перечнем всех дней в году.

5.Предмет, выставленный в музее.

Учитель. Прочитайте выделенное слово. Кто это?

Ученики. Геродот - первый ученый-историк.

Учитель. Его называют «отцом истории». Почти две с полови­ной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впер­вые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История».

П. Изучение новой темы.

Учитель. Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пой­дет речь?

Ученики. О наших предках, о первобытных людях.

Учитель. А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей?

Ученики. Археология помогает ученым-историкам. Археологи производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.

Учитель. Археология - наука о древности. Она изучает исто­рию общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. 11о остаткам ске­летов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современ­ных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди хо­дили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие - от болезней и голода.

Учитель предлагает рассмотреть рисунки на с. 5 учебника и найти черты, отличающие первобытного человека от современного.

Учащиеся дают ответы.

Учитель. Прочитайте текст на с. 4-6 учебника. Ответьте на во­прос: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

Учащиеся дают ответы.

ФИЗМИНУТКА

Комплекс для улучшения мозгового кровообращения:

1.  Исходное положение - сидя на стуле. И раз, и два — голову отвести назад и плавно наклонить. И три, и четыре - голову накло­нить вперед, плечи не поднимать.

Повторить 4-6 раз.

2.  Исходное положение - сидя, руки на поясе. Раз - поворот го­ловы направо. Два - исходное положение. Три - поворот головы налево. Четыре - исходное положение.

Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

3.    Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. Раз - правую руку вперед, левую - вверх. Два - сменить положение рук. Повторить 6-8 раз.

4.    Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. Раз - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево. Два - исходное положение. Три, четыре — то же правой ру­кой.

Учитель предлагает учащимся составить рассказ о первобытном че­ловеке, используя рисунок на с. 4 учебника.

ПРИМЕРНЫЙ РАССКАЗ О ПЕРВОБЫТНОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Древнейшие люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома им были необходимы в первую очередь для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, и они строили эти дома-шалаши очень быстро. Большая же часть времени пер­вобытных людей уходила на поиски пищи.

Женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых, яйца птиц и черепах - собира­ли то, что давала им природа.

Но людям нужно было мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты. Как же охотились на мамонта? Выкапыва­ли огромную яму-ловушку, покрывали ее сверху жердями, жерди маски­ровали ветками. Мамонт мог случайно провалиться в такую ловушку, но чаще всего охотники специально поднимали шум, пугали мамонта огнем и загоняли его в яму. Выбраться он уже не мог, охотникам оставалось только добить свою жертву. После этого яма-ловушка превращалась в кладовую, где хранилась целая гора мяса, и люди могли жить спокойно, не беспокоясь о том, как утолить голод.

Успех охоты и сбора съедобных растений во многом зависел от ка­призов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плода­ми и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно...

Охотники, отправляясь на охоту, не знали, что их ждет: может быть, убьют большого зверя и обеспечат себя мясом на несколько дней, а может быть, весь день пробегают по лесу в поисках добычи, а домой вернутся ни с чем.

И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на

каменной «терке» перетирали зерна, выросли колоски с такими же зерна­ми. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок. Теперь уже можно было выра­щивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.

Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приноси­ли домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили... И оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда, - в загончике возле дома.

Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше за­висеть от капризов природы.

III. Закрепление изученного.

Учитель. Почему первобытные люди жили группами?

Ученики. В одиночку невозможно было справиться с трудно­стями жизни.

Учитель. Почему первобытным людям не нужно было забо­титься о теплой одежде?

Ученики. Они жили там, где всегда тепло.

Учитель. Для чего строили жилища первобытные люди?

Ученики. Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников.

Учитель. Для чего они изготавливали орудия труда?

Ученики. Чтобы разделывать мясо животного, разрезать его шкуру.

Учитель. Чем занимались мужчины?

Ученики. Мужчины ходили на охоту, рыбалку.

Учитель. Чем занимались женщины?

Ученики. Женщины срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки.

Учитель. Почему первобытные люди рисовали животных?

Ученики. От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.

Учитель. Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.

IV. Итог урока. Выставление оценок.

Ученики читают вывод на с. 7 учебника.

Учитель. Сравните горы по высоте и прочитайте слово,

Домашнее задание.С. 4-6 (пересказ текста); ответить на вопросы «Проверь себя», выполнить задания 1-3 на с. 7.

Категория: Ознакомление с окружающим миром | Добавил: Татьяна (29.01.2015)
Просмотров: 593 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018