Понедельник, 23.04.2018, 04:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леухиной Татьяны Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки в 4 классе » Ознакомление с окружающим миром

Мир древности: далекий и близкий

I.            Организационный момент.

 Сообщение темы и целей урока.

Долгожданный дан звонок

 - Начинается урок.

Чтоб историю узнать,

Книги надо нам читать.

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в мир древности. Узнаем о самых древних цивилизациях.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель предлагает нескольким ученикам письменные задания по карточкам.

Тест «Первобытные люди»

1. Первый ученый-историк - это:

а) Геродот;                   в) Ломоносов.

б) Ньютон;

2.  «Следы» древнейших людей обнаружены:

а) в Азии;                     в) Африке;

б) Австралии;               г) Антарктиде.

3.  Мужчины охотились:

а) на слонов;        в) львов.

б) мамонтов;

4.  Первобытные люди жили:

а)  группами;

б) в одиночку.

5.  Ученые, которые ведут раскопки, - это:

а) математики;             в) астрономы.

б) археологи;

Ответы: 1(a),2(а, в), 3(6),4(a), 5(6).

Остальные учащиеся слушают пересказ текста (домашнее задание).

Ш. Изучение нового материала.

Учитель. Итак, мы отправляемся в путешествие по древнему миру. Послушайте загадку-описание и ответьте, как называется древнее государство, в котором мы окажемся.

«Люди этой древней цивилизации верили в загробную жизнь и потому сохраняли мумии умерших людей. Правителей называли фараонами».

Ученики. Это Древний Египет.

Учитель. Кто знает, на берегах какой реки возникло государст­во Египет?

Ученики. На берегах реки Нил.

Учитель. Египет - одно из самых древних государств на земле. Оно возникло на берегах реки Нил, которая берет свое начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море. Найди­те на карте материк Африка и реку Нил. Через какую пустыню протекает эта река?

Ученики. Через пустыню Сахара.

Учитель. А возможна ли жизнь в пустыне без воды?

Ученики. Нет.

Учитель. Дожди в долине Нила так редки, что 10 - 12-летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался — выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась во­дой, а в воде было много черного ила (мелких частиц горных пород и перегнивших растений). Этот ил оседал на желтых песках пусты­ни, и на нем хорошо росли пшеница, ячмень. Само слово «Египет» означает «черная земля». За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозема.

Древние египтяне еще не знали объяснения многим явлениям природы, в том числе и разливам Нила. Поэтому, если бы мы спро­сили древнего египтянина о причинах разливов, он рассказал бы нам о речном боге Хапи, который сидит в пещере, охраняемой священным змеем. В руках Хапи два сосуда с водой. Он наклоняет сосуды, и из них выливается вода. Летом он сильно наклоняет их, вода льется потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну.

Учитель предлагает прочитать текст «Древний Египет» на с. 8-9 учебника.

Учитель. Что нового вы узнали из этого рассказа?

Ученики. Египтяне писали особыми значками - иероглифами. Они умели возводить грандиозные постройки-храмы и пирамиды.

Учитель. О каких египетских пирамидах вы уже слышали?

Ученики. Пирамида Тутанхамона, пирамида Хеопса.

Учитель рассказывает о пирамиде Хеопса.

В Египте, неподалеку от Каира, стоит крупнейшая пирамида

мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо-пирамида является усыпальницей фараона Хеопса, ее высота 148 метров. Пи­рамиды Гизы - одно из признанных чудес света. Они были по­строены без помощи каких-либо машин и механизмов. Их строили не рабы, а крестьяне, которые трудились на фараона во время раз­лива Нила. В качестве платы за этот труд они получали пропита­ние, в частности растительное масло и одежду. Возможно, эти кре­стьяне верили, что, помогая фараону готовиться к смерти, они заслужат одобрение богов и получат вознаграждение по прибытии в царство мертвых.

В Древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека - гигантский (длина 57, высота - 20 м) «Большой сфинкс» в Гизе, высеченный из скалы (1-я половина 3-го тыс. до н. э.). Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был одним из воплощений древнеегипетского бога солнца. Не ис­ключено, что моделью для лица этого сфинкса послужил фараон Хафра.

Все. что должно было понадобиться умершему в царстве мерт­вых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы. Затем жрецы удалялись, заметая свои следы на полу гробницы.

Саркофаг - гроб из дерева, камня и других материалов, нередко в форме человека.

ФИЗМИНУТКА

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Путешествуя по Нилу,

Изучаем мы Египет. (Имитация плавательных движений.)

Видим, как

Солнечный, жаркий

Желтый поток

Льется в пустыне Сахара. (Голова наклонена назад, лицо подставлено солнышку.)

В воздухе теплом

И плотном, как мед,

Время истории

Неслышно плывет. (Легкое покачивание рук влево-вправо.)

Учитель. Отравляемся в путь. Следующая историческая оста­новка... Узнайте по описанию древнюю цивилизацию.

«На севере этого государства есть высокая гора Олимп, на ко­торой поселились главные боги: Зевс, Гера, Аполлон и другие».

Ученики. Это государство - Древняя Греция.

Учитель. Правильно. Древняя Греция возникла позже образо­вания Египта. Греция - горная страна на Балканском полуострове. Найдите ее на карте.

Учитель рассказывает о Древней Греции.

На севере Греции есть высокая гора, она называется Олимп. На вер­шине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Жизнь бо­гов на Олимпе греки представляли как жизнь знатной семьи, захватившей власть над другими богами и людьми.

Главным среди греческих богов считался Зевс-громовержец, ему под­чинены были бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид и др. Изо­бражали греки своих богов похожими на людей. Например, бога виноде­лия Диониса - в виде прекрасного юноши, богиню любви Афродиту представляли прекрасной девушкой.

Отношения между богами во многом напоминают отношения между людьми: они ссорятся друг с другом, сквернословят, а случается - дерутся и воруют. В древнегреческих мифах (сказаниях о богах) рассказывается, как Гермес (бог торговли) однажды похитил коров у Аполлона (покрови­теля искусств). А когда Гефест-кузнец стал заступаться за свою мать - богиню Геру, которую обидел Зевс, бог-громовержец так толкнул бога- кузнеца, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым.

Как видим, религия древних греков отражала и природу, от которой зависела жизнь людей, и занятия людей, и взаимоотношения между ними. У древних греков было множество богов. Богиней мудрости и справедли­вой войны была Афина, «морскими делами» занимался Посейдон.

Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждет очень долгая жизнь, поэтому Афина захотела дать городу свое имя, а Посейдон — свое. Решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу - забил из скалы источник. Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику - а вода-то морская, соленая. Негодным ока­зался подарок бога морей. Тут Афина ударила копьем в землю - и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева - оливки (их еще называют мас­линами) греки ели свежими, солеными, маринованными, выдавливали из них масло. Оливковое дерево живет 250 лет, а вот плоды дает только на 16-18 год...

Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в ее честь Афинами. Говорят, и по сей день туристам показывают след от тре­зубца Посейдона и «то самое» оливковое дерево, которое выросло из ко­пья Афины.

А город Афины живет и сегодня. Он - столица современной Греции.

Учитель. Найдите на карте столицу Греции.

Учащиеся показывают на карте город Афины.

Учитель. А сейчас мы отправимся в Древний Рим. Покажите на карте столицу Италии - город Рим. О достопримечательностях Древней Греции и Древнего Рима прочитаем текст на с. 10-13 учебника.

Учащиеся читают статью.

Учитель дополняет ее рассказом о Древнем Риме.

Древний Рим, Римская империя - это название одного из самых зна­менитых государств в истории человечества. Название Рима связано с именем его основателя - Ромула. Мы не знаем, как на самом деле появил­ся город Рим, но легенда рассказывает об этом так.

На территории современной Италии в древности жило племя латинов. В небольшом городе-государстве Альта-Лонга правил царь Нумитор. Его сверг с престола младший брат Амулий. Чтобы потомки Нумитора не смогли предъявить своих законных прав на престол, Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь сделать весталкой.

Весталки - служительницы Весты, римской богини домашнего очага. Они должны были жить при храме и поддерживать огонь в священном очаге. Весталки не могли выходить замуж, и Амулий надеялся, что у до­чери Нумитора не будет детей. Но вскоре у весталки родились два сына- близнеца. Она говорила, что их отец - бог Марс.

Амулий приказал казнить молодую женщину, а близнецов велел бро­сить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в во­ду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и за­плакали, их крик услышала волчица - она выкормила их. Позже их подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем - так на­звал пастух мальчиков — выросли, они узнали тайну своего рождения, убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору.

Братья не остались в Альта-Лонге, они решили основать новый город. Каждый из братьев хотел назвать город своим именем, они поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом (по-латински Roma), и стал его первым царем.

Легенда говорит, что было это в 375 году до н. э. Больше двух тыся­челетий стоит город Рим, еще в древности его прозвали за долгую жизнь «вечным городом».

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель предлагает учащимся решить кроссворд и прочитать выде­ленные слова.

Вопросы к кроссворду:

1. Царь Египта.

2.  Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте.

3.  Река, на берегах которой возникло Египетское государство.

4.  Особые знаки для письма.

5.  Гробница фараона в Древнем Египте.

6.  Столица Греции.

7.  Высокая гора на севере Греции.

8.   Греческий бог мор.

9.   Главный греческий бог.

10.  Знаменитый храм Акрополи

11.  Сердце Афин.

12.    Амфитеатр в Древнем Риме, который служил дли гладиа­торских боев.

13. Столица Италии.

14.  Храм всех богов в Древнем Риме.

15.  Вулкан, погубивший город Помпеи.

Учитель демонстрирует репродукцию картины К. П. Брюллова «По­следний день Помпеи»» и рассказывает об изображенных на ней событиях.

Событие, изображенное живописцем, произошло в 79 году до н. э., когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланам. Помпеи и Статий. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин Помпеи. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия по­могли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения перепле­тается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа. Не те­ряя нравственной силы, достоинства и мужества, обреченные на гибель жители Помпеи думают не столько о себе, сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать со­брать силы и бежать с ним: рядом воин и мальчик спешат вынести не­мощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту.

Картина была горячо принята современниками художника как в Ита­лии и Франции, так и на родине. Показанная в Одессе, Москве и Петер­бурге. она вызвала всеобщий восторг А С. Пушкин под впечатлением увиденного написал: «Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется - с шатнувшихся колонн кумиры падают! Народ, гонимый страхом, под каменным дождем и воспаленным прахом, толпами стар и млад бежит из града вон».

V. Итог урока. Выставление оценок.

Ученики читают вывод на с. 14 учебника.

Домашнее задание.

С. 8-14; выполнить задания 1-3.

Категория: Ознакомление с окружающим миром | Добавил: Татьяна (29.01.2015)
Просмотров: 1254 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018