Понедельник, 10.12.2018, 16:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леухиной Татьяны Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки в 3 классе » Русский язык

Закрепление изученного о составе слова. Знакомство с суффиксами: -ик-, -ек-, -ец-, -иц-

Ход урока

Организационный момент

Вводная часть

Учитель. Сегодня на уроке продолжим работу по теме «Состав слова», поговорим подробнее о суффиксах и бу­дем учиться образовывать новые слова. Все это необхо­димо, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной. И в этом нам поможет мальчик суффикс.

Дети.

После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу.

Обозначаю уголком.

Называю суффиксом.

У. К нему в корзинку будем скла­дывать суффиксы, которые встретятся на уроке. Но сначала минутка чисто­писания.

На доске.

с...довник, посадка, с...довый

- Вам надо выделить в словах корень и поставить ударения.

Дети выполняют задания.

У. В каких словах безударная гласная?

Д. В однокоренных: садовник, садовый.

У. Какое слово проверочное?

Д. Посадка.

У. Выделите окончание.

Д. Окончание - а.

У. Для чего служит окончание?

Д. Для связи слов в предложении.

У. Теперь я предлагаю вам разобрать это слово по со­ставу. С помощью чего образовались новые слова?

Д. С помощью суффикса.

У. Какие суффиксы положим мальчику в корзинку?

Д. Суффиксы -к-, -ое-, -ник-.

У. Бывает ли в слове два суффикса, две приставки?

Д. Да.

У. Приведите примеры. Д. Шиповник, полковник.

Словарная работа

У. Какие четыре стороны света вы знаете? Запишите.

Д. Север, юг, запад и восток.

У. Где мы с вами живем?

Д. На севере.

У. От слова север образуйте новые слова по схеме. По­мните: корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

На доске.

Д. Северный, северянин, северянка.

У. Напишите с одним из этих слов предложение. Под­черкните главные члены.

Дети записывают свои предложения.

- На севере живут северяне и северянки. Какие суф­фиксы положим мальчику в корзинку?

Д. Суффиксы –н-, -янин-, -ян-

Повторение изученного материала

Посмотрите внимательно на схему.

Подумайте, какие мы можем образовать слова с этими суффиксами.

Напишите их.

Дети записывают слова.

Какие из образованных слов можно отнести к теме «Мой край»?

Д. Спортивный, холодненький, портовый работник.

У. Почему?

Д. Потому что на севере холодно и люди должны быть сильными и крепкими, а для этого надо заниматься спортом.

У. Вам надо записать предложение с любым из слов на эту тему, указать части речи.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Какие суффиксы положим к мальчику в корзинку?

Д. Суффиксы -еньк-, -ив-.

У. А сейчас я хочу вас познакомить с другими суф­фиксами.

 Тема урока

У. В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там школа, где они учились. Суффикс -ик- был прилежным учеником, а о его друге, суффиксе -ек-, это­го сказать нельзя. Был он самый настоящий прогуль­щик, вернее, -к- всегда оставался на месте, а -е- умуд­рялся улизнуть. Один раз, когда -е- опять убежал, учи­тель, суффикс -телъ-, решил считать -е- в суффиксе -ек- беглым гласным.

И сейчас, когда мы начинаем изменять слова по воп­росам с суффиксом -ек-, гдасный е всегда выпадает, ста­новится беглым. О каких суффиксах шла речь?

Д. О суффиксах -ек- и -ик-.

У. Посмотрите на доску.

На доске

ЗАМОЧЕК – ЗАМОЧКА – ЗАМОЧКУ

КОРАБЛИК – КОРАБЛИКА - КОРАБЛИКУ

Видите, е убежало, а и всегда на месте.

То же самое происходит в суффиксах -ец-, -иц-.

На доске.

КОЖИЦА - КОЖИЦЫ, БРАТЕЦ - БРАТЦЫ

-     Давайте запишем их. Дети пишут -ик-, -ек-, -иц-, -ец-.

 Закрепление

У. Сейчас мы будем записывать слова и устно подроб­но объяснять, почему мы так пишем.

На доске.

КОНЧ...К, КУСАЧ...К, ГОРОШ...К, ХЛЕБ...Ц, ЕЖ...К, ПЛА- ТОЧ...К, ВАГОНЧ...К.

Д. Кончик - кончика - кончику - пишем и, так как оно не выпадает.

-     Кусочек - кусок, кусочка - пишем е, так как оно выпадает.

Далее дети аналогично разбирают оставшиеся слова.

У. Сейчас нам надо образовать слова с суффиксами -ик-, -ек-, -иц-ец-.

На доске.

ЦЕННЫЙ (БИЛЕТ), МОЛОДОЙ (СУВОРОВЦЫ), МЯГКОЕ (КРЕСЛО), ЗЕЛЕНЫЙ (ЛИСТ).

Дети читают слова и составляют словосочетания.

Д. Ценный билетик.

-     Молодой суворовец.

-     Мягкое креслице.

-     Зеленый листочек.

У. Мы записывали словосочетания. Какие орфограм­мы в них встретились?

Д. Парные согласные в корне слова мягкое.

-     Удвоенные согласные -нн- в слове ценный.

-     Безударные гласные в корне слова - молодой, зе­леный.

У. Какие суффиксы положим в корзинку?

Д. Суффиксы -ец-, -иц-, -ек-, -ик-.

Итог урока

У. Посмотрите, как много мы сделали на уроке. Что мы повторили и что нового узнали?

Д. Мы разбирали слова по составу.

-     Собирали суффиксы.

-     Познакомились с суффиксами -ик-, -ек-, -иц-, -ец-.

-     У. Достаньте суффиксы из корзинки и прочитайте их.

Дети выполняют задания.

-     Для чего они служат?

Д. Для образования новых слов.

У. Сейчас я раздам карточки, ваша задача - соста­вить новые слова.

Учитель раздает каждому ребенку карточки

- Какие слова получились?

Д. Заготовка, рассада, покраска, заморозки, под­ход, пословица, бессмертный, зоренька.

 Итог урока

Категория: Русский язык | Добавил: Татьяна (28.02.2016)
Просмотров: 867 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018