Понедельник, 19.11.2018, 07:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леухиной Татьяны Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки в 3 классе » Русский язык

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов
Ход урока.
I. Организационный момент
- Здравствуй, Солнце!
- Здравствуй, Земля!
- Здравствуйте, учителя!
II. Минутка чистописания ( CCC )
1. Запишите три словарных слова с буквой С
2. С одним из слов составьте и запишите предложение, разберите его по членам
III. Сообщение темы и цели урока
1. Отгадайте загадку: «После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом)»
- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
2. – На доске вы видите чудо-дерево. На него мы будем записывать все суффиксы, которые нам сегодня встретятся на уроке.
Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит значение слова.
Итак, послушаем грамматические рассказы детей о суффиксах.
(Заранее подготовленные ученики рассказывают истории о суффиксах)
1 ученик рассказывает сказку о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик.
Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом.
Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт.
- Тортик! – закричал –Ик.
- Тортишко, - промолвил – Ишк.
- Тортище – сказал - Ищ.
- Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно.
2 ученик рассказывает историю о суффиксе –Чик.
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам.
У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.
3 ученик рассказывает историю о суффиксе – Ёр.
Жил-был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс – Ёр.
3. – Ребята, а какие еще вы знаете суффиксы?
А сейчас, запишите слова, которые вырастут на дереве с корнями: мост, зверь, кран, брат.
Выделите в них суффиксы. Как будут называться такие слова?
Итак, для чего нужен суффикс?
Физкультминутка
4. Составление новых слов по карточкам.
- Какие слова у вас получились? (заготовка, рассада, покраска, заморозки, подход, пословица, бессмертный, зоренька, пришкольный)
- В каких словах нет суффикса?
5. Работа по учебнику упражнение 101
Чтение вывода страница 130.
6. – Выпишите только те слова, которые образованы с помощью суффикса. Выделите суффикс.
(Книга, портфельчик, дома, домище, цветок, лес, зернышки, приход, свисток, топорик)
- В каких словах суффикс придал уменьшительно-ласкательное значение?
- В каком слове – увеличительный оттенок?
IV. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что для вас показалось трудным?
Домашнее задание – упражнение 103.
Категория: Русский язык | Добавил: Татьяна (12.01.2014)
Просмотров: 2471 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018