Понедельник, 10.12.2018, 16:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леухиной Татьяны Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки в 3 классе » Русский язык

Приставки

Ход урока

I.   Организационный момент

II.  Сообщение темы урока

Учитель. Поиграем в игру с приставками.

Представь­те, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю: в- Что вы сделаете?

Дети. Включим телевизор.

У, А если я скажу: - пере

Д. Переключим на другой канал.

У. - Вы

 Д. Выключим.

Учитель вызывает к доске двух детей. У доски на небольшом  расстоянии стоят два стула. Дети садятся на них.

У. Я говорю – подо. Что нужно сделать?

Дети пододвигаются друг к другу.

- Какой вывод можно сделать из игры с приставками?

Д. Каждая приставка несёт определённый смысл.

У. Что ещё вы знаете о приставках?

Д. Стоят перед корнем, служат для образования новых слов, пишутся слитно.

У. Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомство с приставками, их написанием и употреблением.

Ш. Минутка чистописании

У. Зарубить на носу. Как вы понимаете это выраже­ние?

Д. Запомнить.

У. Разберите слово зарубить по составу

- Устно составьте небольшой рассказ с использовани­ем выражения зарубить на носу.

Дети выполняют задание.

IV. Тема урока

Учащиеся вместе с учителем играют в игру «Приставка или нет?». Используются слова засмеялся, закон, зарево зарабо ток, загиб, запах, зануда, зайчонок, запрятал, заявление, замок, заморский, забег, забава.

Учитель показывает слова, записанные на полосках бумаги фломастером, дети рассуждают по схеме.

 ​

После коллективного разбора и обсуждения дети записыва­ют слова в два столбика.

 

За.

засмеялся

закон

заработок

зарево

загиб

зануда

запах

зайчонок

запрятал

замок

заморский

забава

забег

 

заявление

 

 

У. Приставки - великие труженицы. Если мы зада­димся целью отыскать хотя бы маленькое стихотворе­ние или рассказ, где бы не было приставок, мы поста­вим перед собой непосильную задачу. Хотите в этом убе­диться? Давайте вспомним стихи Агнии Львовны Барто, которые читают крошечным детям.

Учитель открывает запись на доске.

На доске.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу...

 

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок...

 

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине...

Дети читают отрывки, называют слова, в которых встретились приставки, записывают их в тетрадь, выделяют приставки.

У. Если уж даже в этих детских стихах мы обнару­жили множество слов с приставками, что говорить о бо­лее сложных литературных произведениях! Прочитайте текст, записанный на доске.

Дети читают.

На доске.

Бедняжка совсем …мерзла. Она ...шла к норке старой полевой мыши. Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и ...просила дать ей хоть кусочек зернышка. Мышь ...решила её ...пуститься в норку, ...греться и ...есть.

-     Вы узнали, откуда этот отрывок?

Д. Это отрывок из сказки «Дюймовочка».

У. Кто автор сказки?

Д. Ханс Кристиан Андерсен.

У. Чего не хватает в этом тексте?

Д. Надо вставить приставки.

У. Вот вам первое задание. Спишите, вставляя подхо­дящие по смыслу приставки. Приставки выделите.

Дети выполняют задание, после чего следует взаимопро­верка.

-     Первое и второе предложения разбираем по членам предложения цепочкой.

Дети выполняют задание.

-              Хором прочитайте стихотворение о приставках, за­писанное на доске.

-                     На доске.

Ты запомни, что приставки

 

Раз-, из-, через-, воз-, и без-

 

Перед согласными глухими

 

Быстро сменят з на с.

 

Далее учащиеся работают устно.

На доске написаны слова, в приставках пропущены соглас­ные буквы. Дети должны показать карточку с буквой з или с и дать объяснение.

На доске.

Безразмерный, и...пуг, измерение, бе...страшный, ра...бег, восстание, во.».мужал, ра...сорились, ра...ругались, и...писать, в...махнуть, в...помнить, в...лететь, в...длакнуть.

В это время сильные ученики работают самостоятельно.

Ра...свет, ра...мер, и...пугался, и...бежать, чере...чур, бе...злобный.

Бе...толковый, ра...ливать, ра...топить, чре...мерный, и...пеку, бе...вольный.

Во...гордиться, во...питание, бе...совестный, ра...певать, ра...деваться, и...купаться.        

Работы сильных учеников класс проверяет коллективно.

- Сейчас мы познакомимся с приставками при- и пре-. Запомните, приставка пре- пишется только в двух слу­чаях: в значении «очень» и в значении «пере». Во всех остальных случаях пишется приставка при

На доске.

      Пре- или при-? Пре- или при-?

Это совсем не секрет.

Ты на значение слова смотри -

Сразу получишь ответ!

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой»,

Пре- мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-,

Писать только пре- там надо.

- При помощи приставки пре- замените два слова одним. Итак, очень скверный.

Д. Прескверный.

У. Очень гадкий.

Д. Прегадкий.

У. Очень добрый.

Д. Предобрый.

У. Очень светлый.

Д. Пресветлый.

У. Очень милый

Д. Премилый,

У. Очень хорошенький,

Д. Прехорошенький.

У. При помощи приставки при- замените одним сло­вом два.

Итак, край при море.

Д. Приморье.

У. Немного поднял.

Д. Приподнял.

У. Слегка коснулся.

Д. Прикоснулся.

У. Ненадолго затормозил.

Д. Притормозил.

Далее учитель раздает листочки с заданием. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

Н...пилил дров, пр…двинул шкаф, н...писал тетрадь, з...вязал узелок, ра...думывал о будущем, во...питывать детей, бе...покоиться о сыне, пр...крутить гайку, пр...любо пытный случай.                              

После выполнения задания следует взаимопроверка в парах.

V.     Физкультминутка

VI.      Итог урока

У. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось?

Ответы детей.

— В качестве приза за хорошую работу на урюке шарада.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же - в дневнике я и в журнале.

Д. Это оценка.

У. Желаю вам получать только хорошие оценки.

Категория: Русский язык | Добавил: Татьяна (23.02.2016)
Просмотров: 555 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018