Понедельник, 10.12.2018, 15:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леухиной Татьяны Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки в 3 классе » Математика

Письменная нумерация в пределах 1000

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы будем учиться записывать много­значные числа, видеть их состав, чтобы в дальнейшем на­учиться выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.

III.   Устный счет

У. Запишите все цифры, которые мы используем в мате­матике.

Дети пишут: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

— Сколько цифр?

Дети. Десять.

У. А сколько чисел можно записать с помощью этих цифр?

Д. Очень много. Не сосчитать.

У. Теперь посмотрим, как в зависимости от количества цифр будут называться числа. Если я возьму одну цифру. Учитель показывает указкой на цифру 7.

Д. Однозначное число.

У. Если взять две цифры?

Д. Двузначное.

У. А если взять пять цифр, семь цифр?

Д. Многозначное.

У. Какое самое маленькое двузначное число?

Д. 10.

У. Какое самое большое двузначное число?

Д. 99.

У. Какое число следует за ним при счете?

 Д. 100.

Далее учитель проводит устный счет сотнями от 100 до 1000 и обратный счет.

У. Назовите к каждому числу предыдущее и последую­щее: 59, 40, 78, 80, 99.

Ответы детей.

 IV. Изучение нового материала

У. Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие 1 по книге «Что ни страница...» Возьмите с собой книжки- считалки.

1-я страница — «Животные».

 

У. Посмотрите внимательно, какие животные живут в наших лесах. Назовите их.

Дети рассматривают первую страницу книги.

 Д. Зайцы, медведи, волки, лошади.

У. Как вы думаете, кто здесь «лишний»?

Д. Лошади.

У. Почему?

Д. Все животные дикие, а лошади — домашние.

У. На какие группы можно разделить остальных?

Д. Травоядных и хищников.

У. В наших лесах живет 3 сотни 7 десятков 8 единиц зайцев. Наберите это число в книжках-считалках и прочи­тайте  его.

Д. 376.

Вызванный ученик работает на наборном полотне. Остальные дети набирают число в своих книжках-считалках.

У. Лоси составляют 4 сотни 7 единиц

—           Посмотрите, в карман с десятками мы не положили ни одного пучка-десятка. Как в записи этого числа мы по­кажем отсутствие десятков?

Д. Нужно поставить нуль.

У. Прочитайте получившееся число.

Д. 407.

Далее аналогично:

рыси — 2 сотни 5 десятков 3 единицы (253);

волки — 3 сотни 2 десятка (320).

У. А лошадей, несмотря на то, что это домашние живот­ные, осталось очень мало. В нашем районе их 1 десяток 8 единиц.

Дети показывают число 18, некоторые набирают 018.

—           Ребята, обратите внимание, если число состоит из де­сятков и единиц, сотни нулем не показываем.

Далее дети читают задачу из учебника и делают ее анализ.

У. Сможем ли мы сразу ответить на вопрос: сколько ки­лограммов овса потребуется в день 18 лошадям при той же норме выдачи?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Мы должны знать, сколько килограммов овса дают в день одной лошади.

У. А как мы сможем это узнать?

Д. Нам известно, что двум лошадям дают в день 6 кг овса, значит, одна лошадь получает в 2 раза меньше, то есть надо 6 : 2.

У. А теперь мы сможем ответить на вопрос?

Д. Да.

У. Как оформим краткую запись?

Д. С помощью таблицы.

Расход на одну лошадь в день

Количество лошадей

Общий расход овса

(3 кг) ?

Одинаковый

(3 кг) ?

2 л. 18 л.

6 кг .

 

 

Учитель переворачивает страницу книги.

2-я страница. «Редкие бабочки, занесенные в Красную книгу»

У. Дети, вы прочитали название видов бабочек?

Д. Да.

У. А сейчас давайте запишем, сколько их живет летом в нашем районе.

Самостоятельная работа с перфокартами

1.     Махаон — 5 сотен 2 единицы.

2.     Бражник «Мертвая голова» — 2 сотни 5 единиц.

3.     Аполлон — 2 сотни 5 десятков.

4.     Лента орденская -— 4 сотни 5 десятков.

5.     Медведица красноточечная — 4 десятка 5 единиц.

Дети записывают в пустые клеточки цифры 502, 205, 250, 450, 45 соответственно вопросам.

У. Прочитайте эти числа.

Пока дети называют числа, учитель на «странице» под каждым видом наклеивает карточку с числом.

—             Дети, сравните ваши числа с моими. Все записали правильно? А теперь запишите их в порядке возрастания.

Дети записывают: 45, 205, 250, 450, 502.

—            Назовите числа, в которых отсутствуют единицы. Д. 450, 250.

У. Назовите числа, в которых отсутствуют десятки.

Д. 502,» 205.

У. А теперь сравните числа: 502 и 205; 205 и 250; 45 и 450. Поставьте нужный знак.

Далее следует взаимопроверка. Один ученик ставит знаки между числами на доске.

- Сережа, почему, сравнивая первую пару чисел, ты по­ставил знак больше? Ведь при записи этих чисел понадоби­лись одни и те же цифры: 0, 2, 5.

С. В первом числе цифра 5 стоит в разряде сотен, а во втором — в разряде единиц. Сотни больше единиц, значит, ставим знак больше.

Аналогично сравниваются другие пары чисел.

У. Дети, каких бабочек летом мы можем чаще увидеть, то есть какой вид преобладает в нашем районе?

Д. Махаон.

У. А каких бабочек очень мало?

Д. Медведицы красноточечной.

У. А теперь будьте очень внимательны. Назовите число, которое наберет жук (стрекоза), пройдя по намеченному пути.

Учитель цветным мелом проводит путь бабочки снизу от едини­цы вверх до сотен.

— Запишите в блокнотах получившееся число.

Д. 538.

Кто-то может написать 835, тогда надо попросить этого ученика порассуждать. Он должен увидеть свою ошибку: что цифра 5 сто­ит в разряде единиц — ..5, цифра 3 в разряде десятков — .35, а 8 в разряде сотен — 835.

V.    Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать.

 Отдыхать умеем тоже

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Раз — подняться, подтянуться.

Два согнуться, подтянуться.

Три - в ладоши три хлопка.

На четыре. — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

VI.    Продолжение темы урока

Учитель переворачивает следующую страницу. 3-я страница книги.

У. Здесь мы встретили мудрую змею. Она на нас так лукаво смотрит. Дело в том, что она приготовила задания. Справимся?

Д. Постараемся.

Дети работают с блокнотами обратной связи. Учитель читает задания.

- Спомощью одной и той же цифры запишите трехзначное число. Прочитайте (111, 222, 333, 444, 555,..).

1.             Запишите число, в котором число десятков на 7 больше числа единиц (70, 81, 92).

2.            Запишите в порядке возрастания три трехзначных числа, используя цифры 1, 7, 3.

VII. Задание на тренировку внимания и памяти

Учитель просит детей рассмотреть хвост змеи.

У. Что можно сказать об этом ряде чисел?

Д. Эти числа однозначные.

У. Как они записаны? Как получается следующее число?

Д. Числа записаны в порядке убывания. От числа отнимаем единицу и получаем предшествующее ему число.

У. Прочитайте ряд чисел.                 -

Д. 171, 172, 173, 175, 176, 77.

У. Какое число «лишнее»?

Д. 77. У. Почему?

Д. Оно двузначное.

У. Какое число пропущено?

Д. 174.

У. Что общего у этих чисел?

Д. Число сотен и число десятков.

У. На какие две группы можно разделить эти числа?

Д. Четные и нечетные.

Учитель показывает рукой на число 10.

У. Соотнесите это число с единицами счета.

Д. 10 единиц - 1 десятку.

-     10 десятков — 1 сотне.

-        10 сотен = 1 тысяче.

У. Соотнесите это число с единицами длины.

Д. 10 миллиметров = 1 сантиметру.

-     10 сантиметров = 1 дециметру.

-     10 дециметров = 1 метру.

 Учитель показывает указкой на значок Р.

У. Что означает этот значок?

Д. Периметр.

У. А в нашем случае?

Учитель показывает на квадрат.

Д. Периметр квадрата.

 У. Что такое квадрат.

Д. Квадрат — равносторонний прямоугольник.

У. Как можно найти сумму длин сторон квадрата?

Д. Сторону квадрата умножить на 4.

Учитель показывает: 1/2.

У. Дети, это целое число?

Д. Нет, это доля числа.

У. Назовите 1/2 метра, 1/2 часа, 1/2 года, 1/2 суток.

Учитель показывает XII.

У. Что это за число?

Д. Римское число 12.

У. Мы с ним где-нибудь встречались?

 Д. Да, когда изучали тему «Время», на часах есть это число, в календариках — в году 12 месяцев.

У. А теперь еще раз внимательно прочитайте все числа и знаки на этой странице и запишите как запомнили.

Запись:

9 8 7 6 5 4 3 2 1 Р 10 1/2 XII 171 172 173 174 176 176.

IX. Повторение пройденного

4 я страница — «Цветочная поляна».

На доске:

На пришкольном участке дети вырастили цветы: 61 тюльпан и 39 георгинов. К празднику срезали 15 цветов.

61 + 39

(61 - 15) + 39

61 + (39 - 15)

61 – 39

У. Из данных выражений выберите те, которые являют­ся ответом на вопросы.

Вопросы

1.    На сколько тюльпанов дети вырастили больше, чем геор­гинов?

2.    Сколько цветов осталось после того, как дети срезали 15 тюльпанов?

3.     Сколько всего цветов вырастили дети?

4.    Сколько цветов осталось после того, как дети сорвали 15 георгинов?

— Не решая, как вы думаете, у каких выражений будут одинаковые ответы?

Д. (61 - 15) + 39 и 61+ (39 - 15)

У. Почему.

Д. Это два способа, как из суммы вычесть число.

У. Сейчас работаем с моделями часов — игра «Цветоч­ные часы». Первое число в математическом выражении по­казывает время, когда цветок «просыпается», ответ — ког­да закрывается.

Рисунки из кармашков вынимаются и «выстраиваются» в ряд. Около каждого цветка «свой» пример. Указкой учитель показы­вает на цветок, дети на своих моделях часов — ответ.

XI. Итог урока

У. Сегодня мы учились записывать многозначные числа. Наберите в книжках-считалках число 781. Сколько в нем сотен, десятков, единиц?

Д. 7 сотен 8 десятков 1 единица,

У. Число 805. Как при записи этого числа мы покажем отсутствие числа десятков?

 Д. Нулем.

У. Приведите примеры трехзначных чисел.

Ответы детей.

Поощрения за хорошую работу — дети получают «солнышко».

 

 

Категория: Математика | Добавил: Татьяна (12.02.2015)
Просмотров: 3050 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018