Понедельник, 25.06.2018, 18:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леухиной Татьяны Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Уроки в 1 классе [9]
Уроки для интерактивной доски [7]
Мои статьи [1]
Уроки во 2 классе [9]
Уроки в 3 классе [14]
Уроки в 4 классе [38]
Всё для создания презентаций [0]
Физминутки [9]
Мастерская самоделок [43]
В этом разделе располагаются фотографии поделок изготовленных своими руками, схемы, выкройки, мастерклассы.
Памятки [12]
Развитие речи [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Развитие речи

Как научить ребёнка писать сочинение

Родители должны отказаться приноравливать детское восприятие окружающего под свое, должны научиться видеть ростки творчества, должны доверять детским силам в таком сложном виде деятельности, как сочинение. «Ребенок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, ко­торому заранее приготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который подходит в данном случае», — писал Сухомлинский.

В школьных сочинениях различают повествование, описание, рассу­ждение. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в 1 и 2 классах. В сущности, нет никакой необходимости требовать чистого жанра. Чаще все­го в начальной школе сочинения — это работы смешанные.

В повествовании говорится о последовательных событиях, связан­ных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет, в этом слу­чае они близки к рассказам как к литературному жанру. Повествование — самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочи­нений («Новогодний праздник», «Как я провел лето», «Прогулка в лесу»).

Суть описания состоит в указании признаков предметов или явле­ний. Цель описания — дать наиболее полные, точные сведения о предмете, («Гепард», «Моя любимая игрушка», «В лесу осенью»). Элементы описа­ния, как правило, встречаются в повествовательных сочинениях.

Рассуждение — связный текст, в котором для доказательства какого- то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приво­дящие к новым суждениям — к выводам («Кем я мечтаю стать», «Если бы я был волшебником», «Зачем нужно учиться»).

Тематика определяет содержание сочинения. Значит, всякая новая тематика — это новое содержание. Выделены две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Первая группа раскрывает какой-то от­дельный факт, связанный с опытом детей или отдельным учебным предме­том. Например, чтобы написать сочинение на тему «Что я знаю о белке», достаточно изложить определенное темой знание, т. е. выполнить работу на репродуктивном уровне. Подобные сочинения приближаются по методу ра­боты к изложениям, хотя и не тождественны ему, ведь ребенок самостоя­тельно отбирает факты и составляет текст.

Вторая группа — творческая, не ограничивается воспроизведением знаний о белке, хотя тема близка по смыслу: «Могут ли белки жить в во­де?». Для ответа на поставленный вопрос ребенок должен раскрыть взаи­мосвязи живой и неживой природы, обусловленность внешнего вида жи­вотного его средой обитания и питанием. Ребенок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства и построить связ­ный текст — выполнить работу творческим методом. Творческая тема формирует самое главное: потребность в самовыражении, сопереживании, воспитывает чувство слова, умение переносить и связывать знания из раз­ных областей. «Осень в лесу» — полная свобода выбора жанра, или «Сказ­ка о ветре, который путешествует по земному шару». Тема может быть в виде вопроса: «Зачем людям речь?», «Почему растут деревья?», «3ачем людям игрушки?». Темы, раскрывая которые, нужно сравнивать: «Число и цифра», «Предложение и слово». Темы, в которых встречаются противоре­чия: «Игра — хорошо и плохо», «Смех — хорошо и плохо».

Особое значение для формирования личности ребенка имеют темы, которые требуют высокого уровня обобщения материала и широкого пере­носа знаний, впечатлений: «Что такое доброта?», «Зачем людям сказки?», «Мир вокруг меня». Знания, необходимые для раскрытия этих тем, привле­каются из разных источников, они не ограничиваются учебными предмета­ми. Есть темы, которые стимулируют проявление творческого выражения, и в результате создается оригинальный и художественный образ: «Кот и солнце», «Ну и снегопад!», «Жила-была добрая-предобрая Баба-Яга... ». Но вместе с темами, пробуждающими воображение, соседствуют такие темы: «Слон», «Кровеносная система человека», «Как зимуют зайцы?». Здесь до­минирующая роль принадлежит логическому мышлению, воссоздающему воображению, памяти.

Исходя из различий между репродуктивными и творческими темами, мы делаем вывод о необходимости их сочетания. Наблюдения показали, что некоторые дети, прежде чем писать, должны поделиться своим замыс­лом, есть и такие, которые не знают, что писать. У каждого ребенка есть необходимые впечатления и определенное отношение к ним, родители должны помочь лишь перешагнуть барьер неуверенности. Воздержитесь от прямой помощи, ограничивайтесь выслушиванием и одобрением предла­гаемых вариантов, используйте лишь побудительные вопросы. Если у ре­бенка во время работы возникнут вопросы о написании каких-то слов, не терзайте его требованием припомнить правило, скажите ему пра­вильный вариант, не отвлекайте его от творческого процесса. Учите ребенка проверять сочинение со словарем. Привлечение словарей приучает к культуре умственного труда, оказывает существенную пользу в формиро­вании орфографической зоркости.

Помните два обязательных условия:

1.     Обсуждайте с ребенком написанное сочинение.

2.     По итогам обсуждения предоставьте ему возможность отредакти­ровать текст.

В литературном творчестве особенно важно, чтобы у ребенка не бы­ло страха перед исправлениями, покажите ему, как надо аккуратно зачерк­нуть ошибочно написанное слово или букву.

Смелее беритесь за работу, и вы, и ваши дети быстрее приобретете необходимый для этого опыт.

Сочинения пишутся со второго полугодия первого класса один раз в две недели.

Как проверять сочинения

Проверять желательно зеленой или черной пастой, чтобы не убивать желание писать самостоятельно. Ошибки на поле не выносить. Отметки — не ставить, но на поля выносить «+», «!» за хорошее предложение («Моло­дец!», «Умница!»). Темы сочинений можно и нужно повторять. Дайте ре­бенку задание пронаблюдать за своим деревом, кустиком, цветком, а затем написать сочинение. А еще через 2 недели дайте эту же тему с целью выяс­нить: сумел ли ребенок заметить изменения в процессе протекания жизни. При проверке сочинения выделить яркие, емкие слова.

 

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ

Развивая речь детей, вы даете им ключ к успеху, ведь дети учатся выражать в связном тексте свои мысли и знания, все усложняющиеся по содержанию и по форме от класса к классу.

Пусть задания, данные в этой статье, помогут вам в этой трудной рабо­те.

1. Таня и Маша провели лето на даче. Там они часто ходили в лес. Обе девочки увлекались фотографией и не расставались с фотоаппаратом все лето.

— Послушайте рассказ подруг о лесе.

Рассказ Тани

Погода стояла хорошая. Мы с подругой решили пой­ти в лес на фотоэкскурсию: поснимать то, что особенно по­нравилось. День был жаркий, но в лесу было хорошо. Осо­бенно хороши были молодые белоствольные березки. Мы их сфотографировали.

Потом мы вышли на опушку. Там было много краси­вых цветов. И там мы сделали несколько снимков.

Пленка кончилась. Надо возвращаться домой.

Рассказ Маши

Была прекрасная солнечная погода. Мы с подругой решили пойти в лес на фотоэкскурсию: поснимать то, что особенно понравится.

День был жаркий, но в лесу было хорошо. Вот моло­дые березки с гибкими ветвями и маленькими нежными листочками. Кора у березок гладкая и шелковистая. Я снимаю эти березки, отдельно их стволы и ветки.

Потом мы идем на опушку. Она вся белая от рома­шек. Я снимаю крупным планом одну ромашку, другую, целый кустик, потом зеленого жука, пчелку и шмеля.

Все. Пленка кончилась. Надо возвращаться домой.

—   Чей рассказ полнее и точнее?

—   Кто из девочек не только наблюдательнее, но и лучше рассказывает о том, что видела? Докажите словами текста.

—   Как ты думаешь, чьи снимки получились интереснее?

—   Какие слова и выражения ты бы взял, если бы тебе пришлось рас­сказать о прогулке в лес?

2. Вот два сочинения, написанные по картинке, где изображен ело­вый лес и его обитатели белки.

Еловый темный лес. Раннее утро. Одна белка за­бралась на вершину высокой ели, другая спускается на землю, покрытую хвоей, мхом.

В развилине елового сучка белка развесила сушить темно-коричневые боровики.

В лесу с ветки на ветку прыгают белки, они соби­рают и сушат на зиму грибы.

 

—   Представь себе, что тебе нужно зарисовать еловый лес, пользуясь этими сочинениями. Какой текст тебе больше поможет? Докажи.

Вы готовитесь написать сочинение о ранней осени. Прогуляйтесь ранним тихим утром по парку. Понаблюдайте за небом. Пусть ребенок ска­жет, какое сейчас небо.

—   Смотри, будь внимательным, выбирай в родном языке красивые, точные слова (Небо тревожное, печальное, студеное, синее-синее, голубое, чистое, лазурное, ласковое...). И если ваш ребенок подобрал особенно точ­ное слово, образное выражение о небе, порадуйтесь вместе с ним, похвали­те его. Ну а дома напишите сочинение-миниатюру «Осеннее небо».

В следующий раз вы можете обратить внимание на облака.

—   Посмотри на небо, какими ты видишь сегодняшние облака. Нари­суй их, опиши их, пользуясь сделанным рисунком. (Мини-сочинение «Об­лака»).

—   Придумай сказку, в которой главное действующее лицо — облач­ко. Что видит оно сверху? Какие приключения ждут его? Что доброго мо­жет сделать облачко?

Можно прочитать ребенку, какими увидели облака три известных писателя, и попросить сделать рисунки к каждому из описаний.

По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса...

И.С. Тургенев

По синему-синему небу плыли облака, словно кручи снега.

А.Н. Толстой

Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью — я, мол, готово — и нахмурилось.

А.П. Чехов

Во время прогулок обращайте внимание на состояние природы, жи­вотный и растительный мир, ведь из маленьких сочинений получится пре­красный рассказ об осени.

Чтобы уметь ярко, живо передавая свое настроение, рассказывать о том, что мы видели вокруг, нужно научиться пользоваться словами так же, как художник красками, т. е. подбирать их. Учись рисовать словами.

Вот несколько ярких картинок, увиденных разными ребятами. В них то, что рисуют авторы, с чем-то сравнивается. Пусть вам ребенок пред­ставит каждую из этих картинок и выяснит, какие среди них зимние, какие осенние.

Елочка, как снегурочка, стоит в белой шапке и белой шубке.

Маленькие пеньки под снегом, как белые медвежата.

Сосна, как старушка, будто повязалась белым плат­ком и стоит, опершись на клюку.

На варежку садятся снежинки, каждая — как ма­ленькое серебряное кружево.

Дунул ветерок, и пошел золотой кленовый дождь.

Осиновые листочки летят, как маленькие парашутики.

Ива роняет в реку свои желтые листочки. И они плы­вут, как золотые рыбки.

Приготовьте несколько картинок с изображением растений в разные времена года. Ваш ребенок должен то, что нарисовано, с чем-то сравнить. Запишите наиболее удавшиеся сравнения.

Вот два отрывка из сочинений «Осенний лес».

Красиво в осеннем лесу! У клена листочки, как иг­рушки на елке. Есть красные, есть желтые, зеленые. На других деревьях листья тоже изменили свою окраску.

Стоишь среди деревьев, а они как бы роняют про­щальные золотые слезы. А красавица-рябина надела праздничные красные бусы. Эти плоды являются кормом для птиц.

—   Отыщи в этих отрывках «пришельца», т. е. предложение, которое мешает рисовать картину.

—   Почему именно эти предложения «пришельцы»?

—   Где их уместно использовать?

Дети могут сами придумать загадки о зверьках, о цветках, ягодах, о дождике... о чем захочется. Вот какие загадки придумали дети.

«Девочка держит в руке облачко на стебельке».

(Одуванчик)

«Белые душистые шарики висят на стебельке, как фонарики ».

(Ландыш)

«Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одеж­ке».

(Колокольчик)

«Сладкий красный шарик под листом горит, как фо­нарик».

(Земляника)

«В лесу живет смешной зверек. Опасность чуть — и он в комок».

(Ежик)

Пусть и ваш ребенок попробует свои силы. Помните, в загадке: называется не сам предмет, тот, о котором загадка, а другой, по­хожий на него;

рисуются яркие признаки того предмета, о котором загадка, по которым его можно узнать;

иногда последние слова строк рифмуются.

 

 Твой словарик.

Для того чтобы развить у ребенка интерес, вкус к слову, облегчить его подготовку к сочинению на ту или иную тему, надо научить детей вести свои словарики. Эта работа способствует расширению словарного запаса. Объем словаря ребенка может быть различным. Он во многом определяется темой, задачами высказывания, уровнем речевой подготовки ребенка.

Слова можно записывать в любом порядке. Главное - чтобы дети фиксировали новые для них слова, образные выражения, синонимы, анто­нимы, пословицы, поговорки и т. д. «Словарь-помощник», «Речевичок», «Мой словарь» — возможные названия таких словарей, где записи от клас­са к классу будут все более самостоятельными.

Желательно познакомить детей с книгой Пуродоминского «Собирал человек слова» (о В.И. Дале).

— О чем (или о ком) можно рассказать, употребив данные ниже сло­ва?

Лепесток, длинный, белеть, середина, желтеть, ли­стья, кружевной, стебель, кверху (о ромашке).

Трактор, земля, пахать, сеять, допоздна, работать день и ночь, хлеб, радость (о том, как выращивают хлеб).

Сильный, легкий, порывистый, резкий, ласковый, холодный, теплый; дует, шумит, веет, ласкает, покачивает, треплет, раскачивает, гнет, колышет (о ветре).

Капельки, капли, струи, ручейки, ручьи, потоки; за­шуметь, зашелестеть, застучать, забарабанить, пойти, за­моросить, хлынуть, потечь, побежать, политься, застру­иться (о дожде).

—   Составь словарик о маме. Расскажи о ней.

—   Составь словарик о березе. Расскажи о ней и т. д.

Попробуйте сочинить сказочные истории. Пусть в них оживает природа: деревья, цветы, травинки, ручейки, сосульки, снежинки, облач­ко — все, что захочет ребенок, по его выбору.

Можно предложить ребенку выполнить следующие задания:

что могло бы случиться, если бы ты вдруг превратился в бабочку (муравья, крота и т. д.)? Придумай сказку и озаглавь ее.

попробуй по опорным словам придумать чуть-чуть новую или со­всем новую сказку: Машенька, медведь, корзина, лиса, пирож­ки, дед, баба.

Дед, баба, Курочка Ряба, яичко, мышка, кошка.

Продолжи сказку.

ПЛАСТИЛИНОВЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК В одном городе жил-был пластилиновый человечек. Он был веселый, добрый и мягкий. Но жилось ему нелегко. В жару он расплавлялся на солнце и то прилипал к кому-нибудь и не мог отлепиться, то так сплющивался, что даже друзья его не узнавали. Поэтому летом ему приходилось жить в холодильнике. Но вот однажды летом холодильник испортился! Пластилиновый человечек решил срочно ле­теть на Север. Он быстро собрался, вышел из дома и не­вольно зажмурился: так светило солнце.

-              Представь себе, что маленький айсберг оторвался от своих родителей, и несет его море дальше...

—           Что произошло дальше?

—           Кого он встретил на своем пути?

1)     Придумайте сказку, где встречаются опорные слова (слова могут быть любые), например: заяц, апельсин, молоток, лиса, цвето­чек, хвост, бинт.

Вот какую сказку придумала Таня (3 класс).

Идет по лесу заяц. Видит: сидит под кустом лиса и ест апельсин. Подошел заяц и говорит:

—   Лиса, угости меня апельсином.

—   Нет, косой, сам сорви, сам и ешь.

—   Так я же не умею.

—   А я тебя научу. Возьми молоток, залезь вон на то дерево. Как увидишь что-нибудь рыженькое, так и кидай в него.

Принес заяц молоток, залез на дерево. Сидит и смот­рит. Видит, за кустом что-то рыженькое мелькнуло. Ну, он и кинул. Слезает с дерева и, не торопясь, идет, цветочки нюхает. Смотрит, лиса сидит с забинтованным хвостом.

—   Что это ты, лиса, укуталась? Замерзла что ли? — удивился заяц.

—   Нет, косой. Шла я сегодня домой. Вдруг как грох­нется что-то сверху и прямо на мой хвост.

—   Так это, значит, я тебя с апельсином перепутал?!!

Испугался заяц и бросился бежать. С тех пор лиса го­няется за зайцем.

Придумай сказку про мел, карандаш, мыльную планету и т. д.

Аннотация. Каждый читатель может отыскать нужную ему книгу. Как? По оглавлению, по фамилии автора, по рисункам (если они есть). Но есть еще один помощник: маленький текст на обороте первой страницы книги — аннотация. Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает тебе выбрать ту книгу, которая тебя инте­ресует. В аннотации дается очень краткий (сжатый) пересказ содержания, иногда незаконченный, ведь если рассказать обо всем, то читать книгу уже неинтересно.

Прочитайте аннотации ребят, которые учатся во втором классе. По­пробуйте составить свои аннотации к прочитанным произведениям так, чтобы заинтересовать своих друзей и одноклассников. Начало может быть таким:

Это рассказ о том, ...

Писатель... рассказывает о...

Главные герои этой книги...

Любишь ли ты читать о...

Удивительные события происходят в книге...

Если вы прочтете..., то обязательно полюбите глав­ного героя...

Пример аннотации:

«Озорные сказки». Йозеф Лада.

В этих сказках главный герой Гонза. Он очень смеш­ной и из любой ситуации всегда сможет выбраться. Одна­жды Гонзе приказал сам король убить дракона и спасти принцессу. Так Гонза сказал, чтобы огромного дракона притащили к нему в дом!

От этих веселых историй поднимается настроение.

«Милиционер». Н. Носов.

Это рассказ о маленьком мальчике Алике. Он больше всего на свете боялся милиционеров, потому что, когда он шалил, его пугали дома милиционером! Но однажды Алик заблудился...

«Латка». В. Бианки.

Это рассказ про собачку, которую привез учитель Та­не из города. Ее назвали Латкой, потому что у нее на спине было черное пятно, напоминающее заплатку. Над ней все соседские ребята смеялись. Но вдруг все зауважали Латку. Почему? Вы узнаете, если прочитаете этот интересный рассказ.

Даны три сочинения. Пусть ребенок определит, какие это сочи­нения по жанру (повествование, описание, рассуждение), и сам составит сочинения в трех жанрах о любом предмете.

Купили мне новый большой мяч. Мы встали с папой рано утром и пошли в универмаг за мячом. По дороге мы обсуждали, какой должен быть мяч. В универмаге мы на­шли нужный отдел. Продавщица дала посмотреть сначала один мяч, потом другой. Мы выбрали самый большой и красивый.

Купили мне новый большой мяч. Он сине-красный, с желтой полосой посредине. Красивый мяч.

Купили мне новый большой мяч. Купили потому, что старый лопнул, когда мы с ребятами играли в футбол. Вот и пришлось купить новый.

Используя данные слова, составить и написать небольшой рас­сказ на следующие темы:

На реке

Лето, река, волны, ветерок, кувшинки, берег, удочка, улов, чайки.

Осенний парк

Осень, парк, осенний наряд, тропинка, аллея, ребята, шишка, деревья, трава, цветы.

На лесной полянке Ребята, лукошки, березы, ветви, песни птиц, пенек, малина, ягоды, рот, кузовок, ковер цветов.

Гроза

Солнце, березки, листья, гром, молния, дождь, ли­вень.

В деревне

Улица, сад, роса, огород, капуста, собака, корова, мо­локо, кот Мурзик.

Помоги друзьям Мороз, крепкий лед, шапки снега, корм для птиц, ря­бина, ягодки, крошки.

Закончить рассказы 3-5 предложениями.

Зимние постельки

Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери и птицы зимой?

Зимний лес

Чудесен русский лес зимой. Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев.

Окраска животных

Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бурого стал белым. Не видит его на белом поле лисица.

Новая школа

 За деревней Озерки был пустырь. Жители построили для ребят школу.

 

Дописать начало рассказа.

ОЛЕНЬ

Тяжело приходится в зимнем лесу благородному оле­ню. Трудно бродить в поисках пищи по глубокому снегу. Питается он веточками деревьев. Олень прислушивается к каждому звуку. Вот упала с могучей ели шапка снега. На­ступает тишина.

ЛЕТНИЙ ДОЖДИК

Хлынул дождик, как из ведра. Птицы забились под стреху. Аленка и Юля укрылись на крыльце. Теплый дождь омыл траву и цветы. Скоро дождик перестал. Воздух был чистый.

Используя опорные слова, составить текст и озаглавить его.

1.    Лес. Сторонка. Медведь.

2.    Охотник. Собака. Лиса.

3.    День рождения. Радостно. Бьется сердце.

4.    Пахнут. Поспевают. Ищут. Кричат. Щебечут. Пи­щат. Порхают.

 

Дописать начало и конец рассказа.

РЕДКАЯ ГОСТЬЯ

Однажды Таня возле кормушки увидела белку. Зверек осторожно прыгнул на стол. Белка взяла лапками веточку рябины и ловко объела ягодки.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком. Воспи­тательный эффект сочинения зависит от выбора темы, от степени самостоя­тельности пишущего, от того, насколько его сочинение пишется сердцем, а не только пером.

Сочинение помогает детям глубже познать свои чувства, приучает к стройному и последовательному мышлению, повышает самоуважение, раз­вивает интерес к литературному творчеству, заставляет детей всматривать­ся ближе в жизнь.

Категория: Развитие речи | Добавил: Татьяна (07.03.2016)
Просмотров: 827 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018