Понедельник, 23.04.2018, 04:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леухиной Татьяны Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская самоделок » Бисеротворчество

Родословная стеклянной бусинки

История бус увлекательна, как роман, полный тайн и не­ожиданных поворотов.

У современных стеклянных бусин и бисера много предшест­венников.

Сначала люди использовали материал, который им предоста­вила природа: когти, зубы и кос­ти животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные мате­риалы, то появились круглые ка­менные бусы, а затем и блестя­щие металлические.

После изобретения стекла в IV в. до н. э. яркие, разноцветные стеклянные бусы мгновенно за­воевали сердца древних щего­лей и щеголих.

Самой старшей из всех сохра­нившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках египетского го­рода Фивы.

Древние египтяне первыми научились изготовлять бисер, плести из нитей ожерелья, ни­зать браслеты и покрывать би­серными сетками платья. Даже символы божествественной вла­сти фараонов — знаменитые усхи — ожерелья Солнца создава­лись не только из золота, но и из бисера. Бисерными сетками по­крывали женские платья.

Воинственные римляне, покорившие Египет, заимствовали у египетских мастеров секреты производства стекла. А с VI в. центром художественного стек­лоделия стала Византия. Визан­тийцы широко использовали образцы Римской империи. Через Византию бисер попал в Венецию. В X в. начался настоя­щий расцвет бисерного произ­водства. В 1221 г. из-за частых пожаров все стеклодельные мас­терские были перенесены из го­рода на расположенный рядом остров Мурано. Долгое время он был единственным в Европе ме­стом, где производили бисер. Венецианцы тщательно обере­гали секреты создания стеклян­ного чуда. За разглашение тех­нологии провинившемуся гро­зила смерть, а его близким — темница.

Венецианские бусы и бисер высочайшего качества, разнооб­разных цветов и оттенков разво­зились купцами по всей Европе. Мастера и мастерицы украшали ими одежду, обувь, сумочки, чехольчики и другие изящные вещицы. Европейские путешест­венники и колонизаторы брали с собой бисер в дальние страны. Жителям Африки, Америки, оке­анских островов очень нрави­лись яркие блестящие бусы. Они отдавали за них золото, пряно­сти, меха. Туземцы с удовольст­вием заменяли традиционные бусинки из раковин, костей и се­мян на диковинные стеклянные.

Долгое время никто не мог со­ставить конкуренцию венециан­ским стеклоделам. Во многих ев­ропейских странах предприни­мались попытки основать про­изводство стеклянных бус и би­сера, но эти изделия уступали по качеству венецианским. Только в XVIII в. многочисленные попыт­ки мастеров Тюрингии разга­дать тайны венецианцев приве­ли к изобретению легких дутых стеклянных бус — предшествен­ников современных елочных ук­рашений. А затем в Чехии та­лантливые богемские мастера высококачественного бисера. Более того они научились гранить его и покрывать эмалями. Выпускае­мые в Богемии бисер и бусины отличались большим разнооб­разием цветов, размеров, форм и огранки. Настала очередь чеш­ских мастеров скрывать от кон­курентов известные только им секреты создания прекрасного бисера.

Обратили внимание на красо­ту стекла и в Древней Руси. В XI в. в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосу­ды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, уви­дев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их ка­чеством и необычностью. Позд­нее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Наше­ствие монголо-татар прервало развитие ремесла на Руси.

С XVII в. предпринимались по­пытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668—1669 гг. началось строительство стекольного за­вода. По окончании строитель­ства в 1670 г. в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. В 1724 г. советник коммерц-коллегии Андрей Кассинен восхищался венецианскими изделиями: «... круглые всяких разных колеров стеклян­ные бисеры, кроме Венеции, ни­где не делаются». Он предложил отправить нескольких молодых людей для обучения в Италию, а итальянских мастеров пригла­сить в Россию: «... хотя такая фабрика с великим смотрением присяжными мастерами содер­жится, однако не без надежды из оной мастера пристойным об­разом достать». Но только Ломо­носову удалось организовать бисерное производство в Рос­сии. Великий ученый просил разрешения на постройку фаб­рики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, при­возимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Он писал, что бисер «еще поныне в России не делают, но привозят из-за мо­ря великое множество ценою на многие тысячи». Не только с по­мощью цифр и фактов пытался Ломоносов убедить власти в не­обходимости развития стеклян­ного производства в России. Он написал поэтическое «Письмо о пользе Стекла». Вот небольшой отрывок из этого «Письма»: фактов пытался Ломоносов убедить власти в не­обходимости развития стеклян­ного производства в России. Он написал поэтическое «Письмо о пользе Стекла». Вот небольшой отрывок из этого «Письма»:

Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы?

Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют

Или снегами вкруг глубокими белеют,

Без оных что бы вам в нарядах помогло,

Когда бы бисеру вам не дало Стекло?

Или еще на вас в нем больше красота,

Когда любезная в вас светит простота!

Так в бисере Стекло подобяся жемчугу

Любимо по всему земному ходит кругу

Им красится народ в полнощных степях,

Им красится арап на южных берегах.

В Америке живут, мы чаем, простаки,

Что там драгой металл из серебреной реки

Дают европскому купечеству охотно

И бисеру берут количество несчетно…

В 50-х гг. М.В. Ломоносов по­лучил на своей фабрике, распо­ложенной под Петербургом в Усть-Рудице, первую стеклянную продукцию. Бисер и стеклярус производили по оригинальным рецептам великого русского ученого.

Некоторые виды бисера и стекляруса ломоносовской фаб­рики не имели иностранных аналогов. Но вскоре после смер­ти Ломоносова, в 1768 г., фабри­ка закрылась. Позднее в России бисер невысокого качества изготовляли в кустарных мастерских. В конце XIX в. в Подмосковье,ь в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом.

Категория: Бисеротворчество | Добавил: Татьяна (01.11.2014)
Просмотров: 686 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018