Понедельник, 10.12.2018, 17:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леухиной Татьяны Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская самоделок » Бисеротворчество

Бусинка к бусинке...

Изначально украшения были не просто нарядными безделушками, а средством общения с божествами и духами. Как это ни покажется сейчас странным, но­сили их чаще мужчины. Амулеты, бусы, ожерелья и фигур­ки должны были обеспечивать удачу на охоте и в бою, отпугивать злые силы. Бусам отводилась важная роль в ритуалах, церемониях, праздниках. Без них не обходились шаманы, знахари  и колдуны. Народы, избежавшие  влияния европейской цивилизации, сохранили эти традиции  до сегодняшнего дня. Первые исследователи Америки оставили много описаний использования бус индейцами. Путешест­венники, попавшие в Америку с  Русской морской экспедицией, так описывали совет индей­цев-ирокезов. Перед принятием важных решений вождь расска­зывал предания племени, пере­бирая снизки белых и лиловых бус из выточенных раковин, скрепленные в широкие связки или нашитые на полосы тка­ни из лубяных волокон. Такие снизки бус известны в литерату­ре под названием вампум. Вампум имели право носить только мужчины, надевая его как пояс или перекидывая через плечо. Вампум также служил знаком полно­мочия гонцов и послов, отправлявшихся в сосед­ние племена. Он был символом доверия и обязательством держать обещания.  С приходом колонизаторов вампум стал еди­ницей обмена.

Индейцы, чтобы защитить дом и пищу от злых сил, украша­ли бусами и предметы домашне­го обихода. В традиционные водонепроницаемые корзины из травы они вплетали раковинные и перла­мутровые бусинки. Бу­сы из костей птиц и перламутра нашивали на одеж­ду серьги, сетки для волос.

С появлением бисера его начали использовать вместо при­вычных материалов, сохраняя традиционные приемы работы. Ритуальные пояса, налобные по­вязки, детские колыбельки, та­бакерки и многое другое стали украшать стеклянными бусин­ками.

Стремясь защитить отверстия, через которые, по их представ­лениям, могли проникнуть в те­ло злые духи, индейцы продева­ли через нос и нижнюю губу снизки бус, а край уха унизывали многочисленными бусинками. Сегодня некоторые молодые люди в погоне за экстравагант­ной модой очень напоминают тех индейцев!

Назначение украшений не ог­раничивалось защитой от злых сил. Они стали выполнять и роль «визитной карточки» вла­дельца, помогая ему выделиться из общей массы соплеменников, обратить на себя внимание. Люди встречали друг друга «по одежке». По внешнему виду че­ловека, по покрою одежды, по орнаменту вышивки или форме украшений судили не только о достатке человека, но и о его месте жительства, общест­венном статусе, составе семьи, роде занятий. Позже украшение стало выражением жизненного благополучия, видного положе­ния в обществе, богатства, а так­же определенных черт характе­ра, например кокетливости. Но и своего эстетического, декора­тивного значения украшения никогда не утрачивали. Челове­ку всегда хотелось, чтобы его за­метили, запомнили. Наряжаясь, мы по-прежнему стремимся вы­делиться из толпы, проявить свое «я».

С развитием фабричного про­изводства, расширением торго­вых и культурных связей унифи­цируется мода    во всём мире, те­ряются национальные особен­ности, стираются социальные отличия. Трудно представить себе, чтобы в прошлые века прин­цесса вышла на улицу, одетая как коренной житель Южной Аф­рики. В наше время никто не удивляется, увидев по телеви­зору сначала туземца в джин­сах и в рубашке с короткими рукавами, а в сле­дующем сюжете — юную пред­ставительницу королевской се­мьи, одетую примерно так же. Ушли в прошлое различия в кос­тюмах замужней и незамужней женщины. Уже далеко не всегда можно отличить по одежде жи­телей сельской и городской местностей, представителей раз­ных народов. В большинстве стран мира люди носят одежду современного европейского покроя. Она удобна и практична. Но ее однооб­разие вызывает внут­ренний протест. Хочет­ся отойти от стереотипа, заявить о своей индивидуальности. По­этому все большей популяр­ностью пользуются изделия, вы­полненные вручную.

Кроме того, многие и сегодня наделяют эти милые сердцу ве­щицы чудесными свойствами талисманов, способными уберечь нас от дурного глаза и бо­лезней.

Во все времена мужчины, стремясь украсить себя, не от­ставали от женщин. Многие ви­ды украшений, ставшие позд­нее преимущественно женски­ми, изначально носились муж­чинами. Например, браслеты у германских воинов считались символом доблести и одновре­менно служили защитой в бою. Как ни странно, серьги также были мужским украшением. Из документов известно, что рус­ские князья носили серьги, час­то только в одном ухе. Так, вели­кий князь Иоанн II Кроткий за­вещал своим сыновьям Дмит­рию (впоследствии Донскому) и Ивану по одной серьге с жемчугом.  

В Европе традиция носить серьги долго бытовала среди военных, моряков и пиратов.        

В старину на Руси особое внимание уделяли воротникам мужских кафтанов — «козырям». Их украшали пышно, отделывая вышивкой шелком, жемчугом, бисером и камнями. Иногда они были съемными.

Бисер, жемчуг, пиленый перламутр использовали не только шля изготовления ожерелий и серег, отделки платья и голов­ных уборов, но и для церковных одеяний и утвари, переплетов книг, разных утилитарных пред­метов. Привозной, очень наряд­ный бисер ценился высоко и не­редко соседствовав с драгоценными камнями. Но были и  женские украшения кокошНИКИ; ГОЛОВНОЙ убор русских красавиц густо покрывали вы­шитыми узорами из жемчуга, перламутра и бисера. На лоб спускалась поднизь — сетка из бисера, стекляруса или перла­мутра. В Псковской губернии ко­кошники украшали большими (размером с яйцо) шишками из бисера и жемчуга. На юге России бисером, бусинками, лентами расшивали поневу — верхнюю юбку.

На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, обувь (унты), головные уборы, оленью упряжь. Обратите внимание на необычные солнцезащитные очки коренных жителей Таймы­ра — нганасанов.

Современные модельеры ис­пользуют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь по­крывает платья роскошной би­серной вышивкой. Многочис­ленные бисерные подвески дела­ют платья от Эмануэля Унгаро и Бернара Перри похожими на во­допады и языки пламени. Жан- Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки, а Осимар Версолато — пояса и воротники. Кристиан Лакруа создал из буси­нок отдельные детали жакетов и брюк, а Пако Рабан — целое пла­тье. Из бисерных сеток изго­тавливают шляпки и перчатки. Расшивают бусинами обувь. Рос­кошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы. А разнообразие ожерелий, бус, браслетов и других украшений просто не поддается описанию.

Современные дизайнеры ос­ваивают новые материалы, изо­бретают технологии, но в поис­ках совершенства все чаще обра­щаются к прошлому. Особенно приятно, что не только россий­ские мастера, но и такие мэтры мировой моды, как Ив Сен-Ло­ран, Жан-Поль Готье, признают­ся, что их вдохновляют образцы Русского искусства. И это неуди­вительно, ведь вышивка и другие бисерные ремесла в XIX в. дос­тигли в России такого совершен­на, что он был назван «золотым веком  русского бисера».

Категория: Бисеротворчество | Добавил: Татьяна (01.11.2014)
Просмотров: 714 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018