Четверг, 19.07.2018, 16:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леухиной Татьяны Борисовны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воспитательная работа.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС) системно-деятельностная организация воспитания должна способствовать преодолению изоляции подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. 

Общеобразовательной организации как социальному субъекту - носителю педагогической культуры - принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка путем объединения усилий всех субъектов образовательных отношений: педагогов, обучающихся, родителей и социальных партнеров.
 

В этой связи рассмотрим, как классный руководитель может организовать планирование воспитательной деятельности классного коллектива на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания.
 

Планово-прогностическая деятельность классного руководителя - основа практики управления классным коллективом. Ее можно определить как деятельность воспитателя по оптимальному выбору реальных целей, составлению программ по их достижению через использование совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод класса в новое качественное состояние.
 

План воспитательной деятельности классного коллектива - это система мер, ранжированная по срокам и исполнителям в соответствии с целями и задачами воспитательного процесса в классе.
 

Уметь планировать воспитательную деятельность в классе и работать по плану - значит осуществлять научную организацию труда классного коллектива на основе точного расчета, научно проверенных форм и методов и точных календарных сроков.
 

Планирование позволяет классному руководителю:
 

·         предварительно изучить классный коллектив, состояние воспитательного процесса в классе, окружающие условия;

·         четко осознать цель развития воспитательной системы класса, стратегические и тактические задачи воспитания;

·         целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы и методы воспитательной деятельности;

·         прогнозировать результаты своей управленческой деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии классного коллектива и личности каждого субъекта воспитательной системы образовательной организации.

Планирование как особый вид управленческой деятельности предполагает обязательное осуществление следующих основных операций: 

1.     Аналитическое обоснование содержания деятельности за предшествующий период и выявление педагогических проблем.

2.     Формулирование целей и задач.

3.     Подбор системы мер, обеспечивающих достижение целей и решение задач.

4.     Определение сроков и исполнителей.

Принципы планирования: 

1.     Коллегиальность.

2.     Системность (единство всех разделов плана, наличие связи каждого плана с планом предшествующим и последующим).

3.     Целенаправленность (единство целеполагания и целеосуществления).

4.     Принцип системного контроля.

5.     Принцип построения личностно-ориентированной воспитывающей среды.

6.     Единство долгосрочного и краткосрочного планирования.

7.     Принцип сочетания государственных и общественных начал.

В современной школе используются следующие виды планов: 

1.     План работы класса, любого другого объединения детей и взрослых (например, органа самоуправления).

2.     Перспективный, календарный и перспективно-календарный.

3.     План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.

4.     План организации внеурочной деятельности обучающихся.

5.     План воспитательного мероприятия.

6.     План работы по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем класса.

7.     План работы по развитию индивидуальности обучающихся.

Рассмотрим технологию создания плана воспитательной работы. Планированию предшествуют определенные шаги классного руководителя. Что же необходимо сделать педагогу-воспитателю при составлении плана воспитательной деятельности классного коллектива? 

1.     Ознакомиться с внешней информацией. Это нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания, научно-педагогическая литература по актуальным проблемам воспитания и методике планирования воспитательной деятельности, календарь знаменательных дат.

2.     Ознакомиться с внутренней информацией. Это: общая образовательная программа образовательной организации, программа развития воспитательной системы образовательной организации, перспективный план воспитательной деятельности образовательной организации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий детско-взрослого коллектива, результаты диагностики воспитанности обучающихся класса.

3.     Организовать коллективный анализ воспитательной системы класса и коллективное планирование ее развития.

4.     На основе результатов вышеуказанных действий определить цели и задачи развития воспитательной системы класса.

5.     Наметить перечень дел и мероприятий для решения поставленных задач, который будет являться проектом плана воспитательной деятельности.

6.     Скоординировать намеченные мероприятия по срокам и исполнителям.

7.     Определить форму представления плана.

8.     Оформить план воспитательной деятельности класса и один его экземпляр сдать заместителю руководителя образовательной организации по воспитательной работе.

Характеристика класса может быть представлена следующим образом: 

I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования. 
1. Количество обучающихся.
 
2. Из них мальчиков.
 
3. Из них девочек.
 
4. Возрастной состав.
 
5. Число второгодников.
 
6. Были ли слияния с другими классами.
 
7. Смена классного руководителя.
 

II. Содержание и характер учебной деятельности.
 
1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
 
2. Взаимопомощь.
 
3. Дисциплина на уроках.
 
4. Отрицательные моменты в учебной работе.
 
5. Пропуски уроков.
 

III. Жизнь класса вне учебных занятий.
 
1. Интерес к кружкам, спортивным секциям, экскурсиям, коллекционированию.
 
2. Традиции класса.
 
3. Участие класса в общешкольной жизни.
 
4. Общественно полезный труд в образовательной организации, классе.
 
5. Влияние на класс родительской общественности.
 
6. Социально неблагополучные семьи.
 

IV. Руководство классным коллективом и его организация.
 
1. Актив класса, его работа.
 
2. Участие в общешкольных и классных делах (мероприятиях).
 
3. Наличие «отверженных» и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.
 
V. Взаимоотношения внутри коллектива.
 

1. Степень сплоченности.
 
2. Наличие или отсутствие группировок, неформальных лидеров.
 
3. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.
 
4. Эмоциональное неблагополучие отдельных обучающихся.
 

VI. Общие выводы.
 
1. Уровень развития коллектива.
 
2. Характер общего эмоционального климата в классе.
 
3. Дисциплинированность.
 
4. Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.
 
Составленная таким образом на диагностической основе характеристика класса позволяет классному руководителю определить весьма конкретные, обоснованные и реально измеряемые цели и задачи воспитательного процесса.
 

Следует отметить, что план может стать рабочим документом лишь при наличии удобной для использования формы.
 
Опыт убеждает, что наиболее рациональным и наглядным является графическое планирование, где все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на нескольких листах. При этом желательно выделить:
 

·         традиционные дела учебного года, характеризующие специфику деятельности и каждого календарного месяца (годовая циклограмма);

·         традиции образовательной организации и традиции класса;

·         новые дела и формы организации воспитательной деятельности, соответствующие новым целям и задачам.


Автор: М.П. Нечаев,  д-р пед. наук, проф. каф. управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования, чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования 


Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018